Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. По данным статистики в России на август 2009г. численность детей-инвалидов составляет 545 тысяч человек, из них было признано инвалидами 67 121 человек.
23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% – умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. По данным Министерства образования, в 2008-2009 учебном году в обычных школах обучалось 142,659 тысяч детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ – 148,074 тысячи детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах – 210,842 тысячи детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее эффективным местом реабилитации детей-инвалидов является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало.
Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Семьи детей-инвалидов должны быть готовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственны обычным семьям. Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Поэтому к таким семьям невозможно применить теоретическую модель, содержащую периоды развития, поскольку одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могут периодически возникать на протяжении всей жизни ребенка.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст.
Дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, что их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.
В целом актуальность проблемы исследования определяется противоречием между необходимостью стимуляции и эффективного использования реабилитационного, социализирующего и развивающего потенциала семейного воспитания детей-инвалидов и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в педагогике. Наличие противоречия препятствует эффективной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями и его социальному развитию.
Исходя из актуальности проблемы развития детей-инвалидов в условиях современного социума, объектом исследования является процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения.
Предметом исследования является опыт социальной, медико-социальной и социально-психологической работы с инвалидами.
Целью исследования - разработка и модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Предварительное изучение проблемы позволило в качестве гипотезы выдвинуть следующее предположение: процесс интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями должен способствовать социализации детей-инвалидов. Этот процесс будет эффективен, если будет целенаправленно формироваться готовность родителей детей-инвалидов к реализации интегрированного обучения их ребенка в условиях общеобразовательной школы, что возможно посредством разработки и реализации модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Охарактеризовать личность ребенка-инвалида.
2. Выявить характерологические особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
3. Проанализировать особенности интеграции детей-инвалидов в социум посредством включенности в школьное (классное) сообщество, посредством организации занятий в специализированных реабилитационных центрах.
4. Разработать и апробировать модель педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом.
В данной курсовой работе были использованы работы - Антонова А.И, Олиференко Л.Я.,Шульга Т.И.,Холостова Е.И и др. В которых рассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Прочее о педагогике:
Людьми родились, но не стали
Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы д ...
Приобщение дошкольников к традиционной культуре
Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным педагогам помогает традиционная народная культура. Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его ху ...
Обучение математике в старшей группе детского сада
"Программой воспитания в детском саду" в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.