Образование сегодня » Педагогика и тенденции развития образования

Педагогика и тенденции развития образования

Слово «педагогика» в переводе с греческого звучит как детовождение и первоначально использовалось для описания воспитательной работы с детьми специально подготовленными для этого лицами — педагогами.

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. Она есть высший этап развития наук о ребенке, о формировании его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции.

Представители первой из них считают, что педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.).

Представители второй концепции отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных у других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика превратилась в настоящее время в разветвленную систему педагогических знаний.

Систему педагогических наук составляют следующее отрасли:

1) общая педагогика, анализирующая основные закономерности воспитания;

2) возрастная, которая разделяется на пред-дошкольную, дошкольную, школьную и педагогику взрослых; 3) профессиональная, изучающая закономерности обучения и воспитания в различных учебных заведениях: профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях, высших учебных заведениях;

4) педагогика семейного воспитания;

5) методика обучения различным предметам в разных типах учебных заведений;

6) история педагогики — наука, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические периоды;

7) специальная, в состав которой входят сурдопедагогика (педагогика для глухонемых), тифлопедагогика (педагогика слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогика умственно отсталых), логопедия (наука об исправлении речи).

Прочее о педагогике:

Словарная работа на уроках русского языка
Эффективность обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоят ...

Психологический анализ практического занятия по английскому языку
I. Общие сведения. В начале урока студентам объявлена тема занятия «My School». Была сформулирована цель урока (формирование лексических навыков говорения по данной теме). Школьники к постановке цели не привлекались. Структура урока соответствовала целям и задачам, содержанию занятия, а также общед ...

Основные причины появления трудных детей и подростков
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а чер ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru