Как любая наука, педагогика характеризуется не только.сво-им собственным предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать, во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, и, во-вторых, собственно исследовательские методы, т.е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения.
Методы научно-педагогического исследования — это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, синтез, количественную обработку: это наблюдение, методы опроса, изучение продуктов и процесса деятельности обучаемых и преподавателей, документации и архивных материалов; составление монографических характеристик.
Методы теоретического уровня: отбор и классификация материала, изучение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент-анализ и др.
Наблюдение — это целенаправленное, относительно длительное, организованное по специальной программе восприятие педагогического процесса, его отдельных видов, сторон в естественных условиях.
Наблюдение бывает сплошным или выборочным. Выборочность может определяться по отношению к субъектам деятельности (когда наблюдение на уроке ведется не за всеми учениками класса, а только, например, за «отличниками») или по отношению к содержанию деятельности и формам ее организации (например, объяснение нового материала или осуществление контроля).
На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Их результаты обязательно фиксируются. Они заносятся в специальные протоколы или дневники наблюдений, где отмечаются фамилии наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке.
Главная специфическая особенность наблюдения заключается в том, что оно не воздействует на объект изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного выражения. Это, с одной стороны, составляет преимущество метода наблюдения (так как позволяет регистрировать естественное поведение человека), а с другой — создает определенные трудности для исследователя (так как он вынужден ждать, когда сможет наблюдать интересующее его явление, а следовательно, должен неопределенное время находиться в «режиме ожидания»). Другим недостатком этого метода является то, что на его результаты оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Наблюдение требует специального, заранее намеченного плана, который включает в себя следующие этапы:
1) определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать);
2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); 3) выбор способа наблюдения (как наблюдать);
4) выбор способов регистрации (как вести записи);
5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Виды наблюдения: прямое и косвенное.
Прямое наблюдение характеризуется непосредственным наблюдением процесса и в свою очередь разделяется на два вида (включенное и невключенное).
Привключенном наблюдении исследователь выступает непосредственным организатором учебной или воспитательной работы, деятельности и общения обучаемых, что позволяет ему глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений.
При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. С помощью невключенного наблюдения фиксируются факты открытого поведения.
При косвенном наблюдении исследователь узнает об особенностях изучаемого через других лиц.
Для получения наиболее объективных данных наблюдение должно осуществляться с соблюдением определенных правил: иметь цель, программу, проводиться систематически и длительно. Фиксирование процесса и результатов наблюдения должно быть сплошным, тщательным и подробным.
Прочее о педагогике:
Проблемное обучение
Исследователями установлено, что познавательная деятельность студентов слагается из творческой и репродуктивной. Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности студентов. Элементы творчества и воспроизведения следует отличать по двум признакам: по резу ...
Обобщающее повторение по геометрии в 8 классе
Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный мат ...
Характер воздействия уроков физкультуры на уровень физической
подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 6-7 классов
При анализе годичной взаимосвязи объемов уроков физкультуры и уровня физической подготовленности школьников 6-7 классов, занимающихся по обычной и экспериментальной программам, выделим наиболее характерные особенности, отражающие основные тенденции развития рассматриваемого явления. Отметим, прежде ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.