В задачи педагогики входит анализ социально-исторических характеристик системы образования, содержания, форм и методов обучения и воспитания, основ контроля и оценки успеваемости учащихся на базе системного подхода к учебному процессу.
Педагогика изучает субъективно-объективные условия эффективного протекания педагогического процесса и педагогических ситуаций в нем. Она дает исходные рекомендации эффективного использования всех форм организации детской жизни, активного применения педагогических методов организации разнообразных видов деятельности.
Педагогическая наука занимается диагностикой. Она изучает результаты педагогических воздействий, всего процесса. Ее задача в получении, обработке и передаче педагогам обратной информации в целях корректирования ими своей педагогической деятельности.
К числу важных задач педагогики относится также задача разработки новых методов, средств, форм, систем воспитания, обучения, управления образовательными системами.
Одной из важнейших задач педагогической науки является задача внедрения результатов научно-педагогических исследовании в практику. Педагогика неразрывно связана с практикой и непосредственно служит ей. Пустое теоретизирование, не ориентированное на решение практических задач воспитания, образования и обучения, чуждо подлинно научному педагогическому исследованию.
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
1) описательном, или объяснительном, — изучение передового и новаторского педагогического опыта;
2) диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
3) прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
1) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
3)рефлексивный, или корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Педагогика выполняет в обществе прогностическую функцию, которая заключается в прогнозировании тенденций развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без таких прогнозов невозможно осуществлять педагогическую и образовательную политику государства, совершенствовать управление образовательными системами. На основе таких прогнозов в настоящее время Российское государство приняло решение о необходимости существенного реформирования системы образования в России, его модернизации в соответствии с запросами нового времени.
Прочее о педагогике:
Психологические условия формирования свойств личности
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным? – Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека. Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформиро ...
Мониторинг качества обучения на базовом уровне обучения французскому языку
как второму иностранному в средней общеобразовательной школе
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур ...
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Основной смысл образовательной функции со ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.