Образование сегодня » Педагогика и тенденции развития образования » Категориальный аппарат педагогики

Категориальный аппарат педагогики

Страница 1

Для познания специфики той или иной науки необходимо уяснить содержание базовых категорий, которыми оперирует данная наука.

Категориями науки называются ее предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. .

В любой науке категории выполняют системообразующую функцию. Они пронизывают все научное знание, связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики как науки являются развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие индивида — это процесс внутренне последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие человека, становление личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Развитие каждого индивида человечество обеспечивает прежде всего через воспитание.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс управления социализацией индивида, формированием его личности.

Воспитание в узком смысле представляет собой сознательное, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на индивида, взаимодействие, которое должно привести к заранее предполагаемым результатам, отвечающим социальному заказу, сформулированному в виде цели.

Основными личностными факторами развития индивида с точки зрения гуманистической педагогики являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самообучение.

Остановимся на самовоспитании.

Самовоспитание — это систематическая и сознательная^ деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, не-обходимые привычки поведения, волевые качества.

С категориями «развитие» и «воспитание» тесно связана категория «образование».

Образование — это единый процесс физического и духовно-го формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на историк чески обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Механизм образовательного процесса осуществляется на основе обучения.

Обучение — специфический способ образования, направлен-\ ный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Это трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения.

Развитие индивида, его воспитание, образование и обучение происходит на основе деятельности педагогов, наставников, преподавателей. Поэтому в педагогике большое значение придается педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность — это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реали-тцию целей воспитания и образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством опыта, ценностных ориентации и образцов поведения, знаний, навыков и умений, создание условий для их личностного развития и под-готовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

С точки зрения гуманистической педагогики движущей си-лой педагогического процесса является не педагогическая дея-тельность, а педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Подготовка будущих специалистов в российской системе профессионального образования
Система образования играет важнейшую роль в процессе перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Модернизация страны опирается на модернизацию отечественного образования. В информационном обществе существенным образом повышаются требования к качеству подготовки ...

Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции: 1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; с ...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru