Организация работы в области физического воспитания учащихся базируется в настоящее время, в основном, на использовании спортивно-диагностических нормативов и почти не учитывает мотивы и потребности молодежи в регулярных занятиях тем или иным видом двигательной активности. Преобразование в физическом воспитании подрастающего поколения должны быть направлено на усиление его культурообразующих и гуманистических функций .
По мнению Р.А. Пилояна, необходимо с раннего возраста добиваться органического единства физического, социально-психологического и интеллектуального воспитания человека, а также обязательно воздействовать на его мотивационно-потребностную сферу, с целью устойчивой потребности к ведению здорового образа жизни.
В социологических исследованиях, проведенных с участием дошкольников и учащейся молодежи, в качестве основных детерминант отношения к занятиям физкультурой и спортом, отмечаются такие как: возраст, пол, индивидуально-психологические качества личности, условия проживания, ближайшее окружение, знание физкультурно-спортивной деятельности и ее воздействие на человека. При организации процесса воспитания, в школе необходимо обращать внимание на имеющиеся возрастные особенности отношения учащихся к физической активности.
У младших школьников мотивы занятия физкультурой характеризуются неустойчивостью, зависят от внешних обстоятельств, от применяемых форм и методов воспитания. Мотивы младших школьников носят временный характер, поэтому для развития им необходима определенная программа педагогического воздействия с акцентом на социальную значимость занятий физкультурой и спортом.
Мотивы школьников средних и старших классов отличаются уравновешенностью, стабильностью и большей социальной значимостью, но и они также нуждаются в подкреплении .
В социологических исследованиях А.М. Войлокова, М.И. Жаворонкова, А.Я. Свиридов, отмечается, что широкий спектр физкультурных и спортивных интересов школьников с возрастом совпадает.
Резкое различие в отношении мальчиков и девочек к физкультурной активности, начиная с 12-13 лет, констатируется в исследования К.К. Кардялиса. В это время оно приобретает устойчивый характер и не зависит от региональных и климатогеографических условий местности. У мальчиков максимум физкультурной активности отмечается в 7-10 классах, у девочек в 5-8 классах.
Наряду с изучением физкультурных и спортивных интересов школьников, исследователи большое внимание уделяют факторам влияния на возникновение и развитие интересов. Важны в социальном отношении выводы, сделанные в работе С.С. Балабанова, которыйй установил с помощью анализа ретроспективных данных учащихся 9 классов городских и сельских школ, что пик активности занятий физической культурой и спортом приходиться у мальчиков на 8 класс, а у девочек на 7 класс. Затем следует снижение числа подростков, занимающихся физической культурой и спортом, и, что наиболее важно, особенно интенсивно этот процесс происходит в тех населенных пунктах которые имеют лучшие материальные условия для физкультурных занятий. Можно предложить, что значительное влияние на физкультурно-спортивную активность детей школьного возраста, оказывают условия социальной среды.
Многие из авторов сходятся во мнении, что большое значение на формирование у школьников физкультурных и спортивных интересов, имеет работа учителя физической культуры. Указывается также, что деятельность по формированию у школьников потребности в физкультурном совершенствовании должна быть подчинена вся система учебно-воспитательной работы.
Большую роль в формировании у школьников физкультурных и спортивных интересов играют родители, отношение их к занятиям физическими упражнениями. Некоторые исследователи считают, что только при органическом единстве совместной деятельности учителей школы, классных руководителей, родителей и общественности, возможны успехи в направлении физкультурного развития учащихся. В ряде экспериментальных исследований предпринята попытка повышения физкультурно-спортивной активности школьников посредством просветительной работы с их родителями.
Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом немыслимо без учета специфики их интересов к различным видам спорта, в том числе к спортивным и подвижным играм.
Прочее о педагогике:
Историография и современное состояние проблемы
Сегодня, решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека, мы утверждаем, что сформировать такую личность может творческая, мыслящая и как непременное условие – гуманная школа, стремящаяся сделать обучение развивающим, личностно – ориентированным. Личностно-ориентиров ...
Реализация факультативного курса «Пифагорейское учение о числе и величине»
В общеобразовательном лицее №1 существует факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине”, который проводится для детей третьего класса. Факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине” разработан и реализуется учителем математики общеобразовательного лицея №1 Ольшевской ...
Компетентностный подход к воспитанию
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно ориентированного ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.