Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и особенно учащейся молодежи.
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего – излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы. Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения уроков физической культуры, привело к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания школьников.
Однако, существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельной школы, запросы конкретного учителя и ребенка, поэтому, продолжающиеся исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д..
В многообразии средств физического воспитания школьников, особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры, однако эффективные педагогические технологии использования многих из них, и частности, волейбола, в учебном процессе до сих пор не разработаны.
Учитывая особенности организации физического воспитания в сельской общеобразовательной школе, а также большую популярность волейбола у школьников, правомочность идеи его эффективного использования на уроках физической культуры игровой направленности, экспериментально проверялось в 6-7 классах средней школы.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые:
а) была выявлена мотивация и потребность учащихся общеобразовательных школ балахтинского района в занятиях физической культурой и спортом;
б) на материале волейбола была теоретически обоснована и экспериментально проверена технология организации и проведения уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах;
в) разработаны годовые планы занятий физической культурой, предусматривающие обучение волейболу;
г) установлены особенности влияния урочных форм игровой двигательной активности на уровень физической подготовленности учащихся.
Цель исследования – обосновать и экспериментально проверить эффективность организации и проведения уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Выявить возрастные изменения мотивов и потребностей в занятиях физической культурой и спортом (в частности спортивными и подвижными играми) учащихся общеобразовательной школы.
2. Разработать поурочные планы проведения уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах средней школы, включающие преимущественно и опережающее обучение волейболу.
3. Экспериментально определить характер воздействия уроков физической культуры игровой направленности на уровень физической подготовленности подростков 13-14 лет.
Объект исследования – педагогическая технология построения годичных поурочных планов и проведения отдельных уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах средней школы.
Предметом исследования явилось эффективность реализации годичных планов проведения уроков физической культуры, на две трети состоящих из средств волейбола.
Рабочая гипотеза.
Предполагалось, что организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности, учитывающая особенности мотивов и потребностей подростков в двигательной активности позволяет заметно повысить интерес учащихся к занятиям, способствует успешному решению задач физического воспитания подрастающего поколения.
Теоретическая значимость поведенного исследования заключается в расширении представлений о возможностях эффективности уроков школьной физической культуры путем реализации идеи игровой направленности занятий.
Практическая значимость.
Проведение уроков физической культуры игровой направленности в средних классах общеобразовательной школы по разработанным учебным планам позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный эффект.
Практические рекомендации.
Разработанный метод программирования физической культуры игровой направленности в 6-7 классах, а также предложенная технология использования спортивных и подвижных игр при организации занятий, может использована в средних школах балахтинского района.
Прочее о педагогике:
История возникновения военных ансамблей песни и пляски
Основой военных плясок является народно-сценический танец. Искусство народного танца - одно из древнейших. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой хореографический язык и пластическая выразительность. У каждого народа есть свой, наиболее характерный для него танец, в котором отр ...
Эмпирическое изучение особенностей развития слухоречевой
памяти у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Целью данного исследования является изучение особенностей развития слухоречевой памяти у четвероклассников с умственной отсталостью. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) подобрать методики диагностики слухоречевой памяти младших школьников; 2) отобрать детей для проведения диагн ...
Характеристика видов игр
Дидактические игры Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.