Изучение уровня физической подготовленности занимающихся – задача, которая часто ставиться и решается в практике физкультурно-спортивных исследований.
Авторы, изучающие двигательную активность современных школьников, пришли к выводу, что дефицит физической активности отрицательно сказывается на развитие детского организма.
Многочисленные исследования убедительно показали широкий спектр положительного воздействия занятий различными формами (в том числе и урочными) физических упражнений на биологические функции, работоспособность и развитие организма, успеваемость, психические процессы, социальную активность и поведение учащихся разных возрастов.
Недооценка же роли физической культуры в современных условиях малоподвижного образа жизни и пассивного использования досуга, влечет за собой неблагоприятные последствия для значительной части подрастающего поколения.
Именно в детском возрасте необходимо воспитывать привычки физкультурно-спортивной активности, которые помогут поддержать хорошее здоровье и высокую работоспособность на протяжении всей жизни, либо в противном случае неправильный образ жизни в этом возрасте приводит к возникновению некоторых хронических заболеваний, которые в полной мере проявляются в более поздние периоды жизни.
Сегодня весьма нелегко привлечь учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Очевидно и то, что старые подходы к данной проблеме, основанные на принуждении, безвозвратно ушли в прошлое, а поиском наиболее сильных мотивационно-ценностных состояний детей занимается целый ряд ученых.
С поступлением в школу, двигательная активность детей уменьшается на 50%, что вызывает ухудшение здоровья, быструю утомляемость в течение учебного дня, снижение риска уровня физической и умственной работоспособности.
Негативное отношение к урокам физической культурой выразили более 80% учащихся старших классов нашей страны. Результатом отрицательного отношения к урокам физкультуры явился низкий уровень физического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков.
Исследования российских ученных показали, что спонтанная двигательная активность и организованные занятия физической культурой в школе не могут обеспечить суточный объем движений, необходимый нормально развивающемуся школьнику, урок физического воспитания компенсирует в среднем только 11% необходимого суточного объема движений.
Результаты исследований, проведенных в России, показали, что школьники с малой двигательной активностью имеют повышенный уровень заболеваемости, вследствие снижения функциональных возможностей и иммунитета своего организма.
Таким образом, два традиционных школьных урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицит двигательной активности детей и подростков. Они не в состоянии сформировать у учащихся ни потребности, ни привычки в физическом самосовершенствовании и, в конечном итоге, не в состоянии решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой на современном этапе.
Действие физических нагрузок и закаливающих факторов на организм школьников во время таких уроков физической культурой в целом относительно не велико. Суммарная нагрузка двух уроков в неделю составляет не более десятой доли потребной школьнику двигательной активности. Еще меньше закаливающее воздействие уроков. Следовательно, чтобы использовать уроки физической культуры в целях содействия укреплению здоровья и физическому развитию школьников, учитель должен искать резервы и иметь в виду не только прямое воздействие физических нагрузок урока и его закаливающего фактора на организм учащегося, но и сообщением им необходимых знаний, выработку практических навыков гигиенически правильного построения самостоятельных занятий физическими упражнениями с использованием закаливающих средств.
В.К. Бальсевич считает, что основой содержания занятий физической культурой со школьниками должна стать такая система, которая оказывает видимый тренирующий эффект и направлена на повышение функциональных возможностей организма.
Таким образом, наличие широкого спектра мнений ученых и специалистов о путях дальнейшего развития школьной физической культуры, свидетельствует об имеющихся невостребованных резервах использования ее урочной формы.
На наш взгляд, настал период, когда возрастает целесообразность проведения уроков определенной направленности с преимущественным использованием средств одного-двух видов спорта, наиболее популярных в конкретной школе, учитывающих тип учебного заведения.
Прочее о педагогике:
Организация и проведение уроков физкультуры игровой направленности
Современная теория физического воспитания определяет игры как действенное педагогическое средство и рекомендует обратить внимание, прежде всего, на содержание игр, поскольку ОТ этого зависит их воспитательное значение. Игра - это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные стороны ж ...
Контроль как средство определения уровня владения МВ
Определить прогресс в совершенствовании языкового навыка возможно по средствам контроля. Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный м ...
Общая характеристика категорий педагогики
Все вышесказанное позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человече ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.