Образование сегодня » Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей » Типичные проблемы детей из неполных семей

Типичные проблемы детей из неполных семей

Рассматривая виды неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы:

Материальная проблема – одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная «кормилица» – женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержать себя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей, особенно в условиях инфляции. Размер алиментов, которые получают разведенные женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; имеющие низкую заработную плату – по разным причинам); а также женщины с двумя и более детьми. Однако в ряде случаев отнести неполную семью к категории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названных формальных критериев просто невозможно. Некоторые одинокие матери зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне обеспечены.

Проблема совмещения профессиональной и родительской ролей – эта проблема тесно связана с предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец ребенка.

Проблема «неполноты» семьи – одна из специфических проблем неполной семьи – трудности, возникающие, у одинокого родителя (обычно матери) при воспитании ребенка, и собственно проблемы ребенка, растущего в неполной семье.

Неполная семья чаще, чем полная не обеспечивает детям нормальной адаптации в школе, что приводит к низкой успеваемости, к второгодничеству и отсеву. Сравнения полных и неполных семей с детьми, подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей «чаще ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в ПТУ, чем на поступление в ВУЗ». С одной стороны это свидетельствует о большей самостоятельности, а с другой – связано с худшей успеваемостью, и вероятно с худшими материальными возможностями неполной семьи.

В этой главе было сказано о некоторых психологических, воспитательных и материальных особенностях формирования личности ребенка, характерных для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Прочее о педагогике:

Алгоритм внедрения новых направлений деятельности в Центре Развития Ребенка «ЛИМПИК»
В структуре организации заложен регламент по открытию новых секционных направлений: 1. Основные этапы запуска нового проекта: Подготовительная работа-анализ проекта, позиционирование клуба на рынке услуг; Анализ географического расположения клуба, маркетинговое исследование; Разработка бизнес-плана ...

Развитие моторики у детей младшего школьного возраста
Значительные и быстро растущие успехи в моторной работоспособности можно отметить в возрасте с 8 до 11—13 лет 33). Это та фаза развития, в которой уже знакомые формы движений заметно улучшаются, а многие новые приобретаются и закрепляются зачастую даже без инструктажа (например, передвижение на лыж ...

Контрольные упражнения для определения уровня развития координационных способностей
Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются: 1) время, затрачиваемое на освоение нового дви ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru