Для начала следует сказать о том, что границу между учащими и учащимися в средневековых университетах провести было нелегко. Бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, учителем, а с другой – продолжал оставаться учеником. Мало того, магистр низшего факультета (искусств, artium), желавший приобрести ученую степень по одному из высших, становился в положение школяра на этом последнем, затем в положение подмастерья-бакалавра, и только получив высшую ученую степень на высшем факультете, разрывал свою связь с прежним факультетом.
В Париже то весь склад жизни клонился к тому, чтобы сглаживать разницу между учащими и учащимися. Недаром слово «studentes» употреблялось для обозначения не одних только учащихся-школяров, а всех тех, которые штудируют, то есть посвящают свои силы научным занятиям – в качестве ли учителей, или в качестве учеников (studentes docendo et addiscendo). Иногда человек без средств старался скопить себе малую толику преподавательскою деятельностью, с тем чтобы потом иметь возможность слушать лекции какого-нибудь прославленного учителя. Затем и учащие, и учащиеся были обыкновенно (в Париже в особенности) духовными лицами, причем учителя могли быть не старше своих учеников. Tе и другие жили обыкновенно на одинаковые средства, именно на доходы с церковных должностей, остававшихся за ними, в силу папской привилегии, на время научных занятий. Те и другие были люди безбрачные и бессемейные, одинаково присягали в повиновении ректору и статутам, пользовались общими университетскими привилегиями и подлежали общей дисциплине, даже одинаково отличались в разных историях, веселых похождениях, попойках и свалках, одинаково жили в коллегиях или общежитиях, на диспутах, наконец, школяр мог побить любого бакалавра, а пожалуй, и самого магистра. Вот почему и учащие, и учащиеся одинаково чувствовали и сознавали себя членами университета.
Численное соотношение студентов и преподавателей в разных университетах Европы был различным. Сведения, касающиеся данного вопроса, дошли до нас относительно периода XIV–XV вв. Так на 4000 студентов Пражского университета приходилось 852 бакалавра и 182 преподавателя. В Краковском университете на 904 студента приходилось 95 бакалавров и 20 магистров. В Гейдельбергском университете студентов в указанный период насчитывалось 1466 человек, бакалавров – 140, магистров-65. В Кельнском университете студентов было 824, бакалавров – 60, магистров-65 человек. Как мы видим из этих данных процентное соотношение студенческого и преподавательского средневековых университетов было различным. Только в единичных случаях число студентов и магистров измерялось на тысячи (Париж, Неаполь, Болонья, Оксфорд, Саламанка). Обычно речь шла лишь о сотнях, а то и о десятках человек.
Для того чтобы лучше понять средневекового профессора в его отношениях со студентами, нужно знать, сколько же учеников у него было? Очевидно, численность менялась в зависимости от важности университета, численности персонала и прочих условий. В Париже, где регентов было всегда много, в школе ХV в. вероятнее всего в среднем было 10–20 учеников, меньше их было у медиков. Но, как тенденция, число учащихся росло. В крупных колледжах на одного регента приходилось от 20 до 30 учеников. Некоторые известные юристы утверждали, что их курсы собирали десятки, если не сотни, слушателей, а в тех университетах, в которых небольшая группа регентов сумела монополизировать свое положение, учителя могли рассчитывать на большую аудиторию, величина которой, возможно, менялась при переходе от школы к школе в зависимости от репутации преподавателя.
Прочее о педагогике:
Дидактическая концепция К.Д.
Ушинского как система развивающего обучения
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория разв ...
Характер воздействия уроков физкультуры на уровень физической
подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 6-7 классов
При анализе годичной взаимосвязи объемов уроков физкультуры и уровня физической подготовленности школьников 6-7 классов, занимающихся по обычной и экспериментальной программам, выделим наиболее характерные особенности, отражающие основные тенденции развития рассматриваемого явления. Отметим, прежде ...
Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов
образовательного процесса
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формир ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.