Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции

Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции

Университет, как мы понимаем его в наши дни, возник в средние века, где-то между XII и XIII веками. И пока не доказано иное, это утверждение нужно рассматривать в качестве исходного при объяснении той модели университета, которая сначала распространилась по всей Европе, а затем и по миру. Без сомнения, мы имеем дело с оригинальным институтом, понять который можно лишь в категориях исторического анализа, учитывая особенности его становления в конкретных исторических условиях своего времени.

Очевидно, что ни университет, ни школа не могут существовать без учителей. В средневековую эпоху учительство конституируется в особую общественную группу, а преподавательская деятельность становиться профессиональной, и осмысливается современниками в качестве таковой. Таким образом, Средневековье подарили нам новый тип учителя – профессионала. Это человек, занятый интеллектуальным трудом и получающий за свой труд денежную плату. Именно в этот период истории преподавательский труд впервые оказался востребован обществом в широких масштабах, и, следовательно, именно в средневековую эпоху стали закладываться основы для формирования новоевропейского типа университетского преподавателя. Преподавательская среда была значимым составным элементом слоя средневековых интеллектуалов. По сути, они стали новой интеллектуальной элитой (наряду со старой – клиром и монашеством), которая, во-первых, генерировала передовые идеи в обществе, во-вторых, транслировала свои знания на широкий круг аудитории.

Таким образом, без учета особенностей функционирования этой общественной группы не возможно осмыслить динамику развития средневекового социума в целом, понять протекающие в нем процессы.

Кроме того, история преподавательского корпуса тесно связана с вопросом о формировании особой общественной группы- интеллигенции. Истоки зарождения данной прослойки можно увидеть в средневековой преподавательской среде, однако само оформление начинается лишь в ренессансную эпоху. Все это делает данную проблематику, несомненно, интересной и для исследования.

Преподавательская среда пережила сложные внутренние пертурбации, свои кризисы роста в различные периоды развития средневекового социума и особенно в эпоху модернизации, когда происходила ломка традиционных средневековых структур. Ей пришлось долго бороться за свое «место под солнцем», отстаивать свои привилегии, да и просто свое право на существование, на получение достойного вознаграждения от власть предержащих. В смутное время кризиса общества Старого порядка профессорство выжило и сумело вписаться в новые реалии общественной жизни. Сегодня, когда высшая школа также переживает тяжелый затяжной кризис полезно обратиться к историческому опыту прошлого.

Историография проблемы:

Историография данной проблемы не очень обширна. Но, не смотря на это можно выделить следующие группы:

1. работы общего плана, посвященные истории средневековых университетов в целом: история возникновения, специфика положения в средневековом обществе, отношения с властью духовной и светской. В этой связи хочется упаминуть работы Суворова Н.С., Игнатовича В.В., и др., а так же такие сборники, как «Университеты Западной Европы: Средние века. Возрождение, Просвещение», «Из истории университетов Европы XIII–XV вв.» и др.

2. работы по истории педагогики, вскрывающие особенности средневекового высшего образования. В русле изучаемой мной темы очень полезными оказались исследования, в которых более рассматривается структура средневекового университета, специфика образования в указанный период, а так же обязанности средневекового преподавателя. Данные аспекты освящены в сборниках «Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль», «Из истории университетов Европы XIII–XV вв.» От глиняной таблички к университету: образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и средневековья». Полезными оказались исследования, посвященные непосредственно истории образования и педагогической мысли. Здесь следует отметить статьи Безрогова, Корнетова Г.Б., Демкова М.И., Джуринского А.Н. и др. К этой же группе стоит отнести различные научные сборники статей, посвященные средневековой педагогики, или ее касающиеся. Здесь следует указать на «Традиции образования и воспитания в Европе XI–XVII вв.», «Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени» и др.

3. труды, посвященные собственно истории средневекового преподавателя, истории интеллектуала. В этих работах рассматривается история средневекового преподавателя как нового социального типа для данного общества. Вскрываются его социальные функции, материальное положение, общественный статус. В контексте изучаемой мной темы наибольший интерес представляет монография Ле Гоффа Ж. «Интеллектуалы средневековья», которая непосредственно посвящена истории преподавательского труда. В ней обращается внимание на специфику данного вида деятельности, а так же на место преподавателя в рамках средневекового общества. В этой связи так же интересна работа нашего соотечественника Уварова П.Ю, рассматривающая то, как в средневековом обществе был организован интеллектуальный труд, как обозначалась его специфика «людьми знания», на какой социальный статус они претендовали сами и какое место в обществе им отводили современники.

Неподдельный интерес вызывают и работы по средневековой культуре, городской культуре. Не вызывает сомнения, что образование является гармоничной частью культуры общества. Городская же культура явилась для университетов прародительницей. Подобные работы помогают поместить изучаемый мной вопрос в систему координат средневековья. Изучение вынесенной в заголовок дипломной работы проблемы возможно только в контексте эпохи. В этой связи хочется упомянуть работы все того же Ле Гоффа по средневековью, сборник «Городская культура: средневековья и начало нового времени» и др.

Говоря об историографии данного вопроса необходимо отметить, что отечественная литература по истории западноевропейских средневековых университетов невелика. В дореволюционной России этим вопросом систематически не занимались. Лишь в отдельные периоды возникал интерес к истории университетского образования на Западе, главным образом под влиянием студенческого движения и правительственных, мер в области народного просвещения. Первым русским историком западноевропейских университетов, следует, по-видимому, считать уже упомянутого педагога В.В. Игнатовича (1803–1869). В 1846 г. он выпустил книгу о Болонском университете, а через 15 лет – вторую, посвященную английским университетам. Наконец, «Журнал Министерства народного просвещения» (ЖМНП) в течение почти двух лет печатал третью работу Игнатовича «Немецкие университеты в развитии их исторической и современной жизни» Хотя работы Игнатовича и не были основаны на самостоятельном изучении источников (кстати, тогда только еще начиналась их публикация) и носят компилятивный характер, все же для своего времени они представляли определенный интерес. Они знакомили русское общество с основными фактами истории средневековых университетов, почерпнутыми из новейших для того времени работ зарубежных авторов. Заметно возрос интерес к истории средневековых университетов в 90-е гг. XIX столетия и в первое десятилетие XX века, когда было опубликовано несколько работ, часть которых основана на изучении опубликованных и даже архивных источников. Такова, например, интереснейшая статья известного киевского медиевиста Ф.Я. Фортинского (1846–1902) «Борьба Парижского университета с нищенствующими монахами в половине XIII века». Представляя собой публичную лекцию, читанную в университете в пользу голодающих, работа сочетает ясную форму изложения с серьезным анализом документов. Ее содержание шире названия. Автор рисует яркую, красочную картину возникновения Парижского университета и его организационной структуры, повествует о появлении нищенствующих орденов и затем уже переходит к изложению перипетий самой борьбы. К сожалению, Фортинский не выясняет социального смысла происходивших распрей, что значительно обедняет содержание его исследования.

В 90-х гг. вышли в свет две книги филолога по образованию Н.В. Сперанского (1861–1921) и историка церковного права Н.С. Суворова (1848–1909), посвященные: первая – лишь частично, а вторая целиком средневековым университетам.

Книга Сперанского насыщена конкретным материалом; живо написанная, она до сих пор служит главным пособием на русском языке для всех, кто интересуется вопросами среднего и высшего образования в средние века и даже шире – средневековой культуры и быта. Автор хорошо знает источники и отнюдь не является простым компилятором, хотя его книга основана прежде всего на данных новейшей для того времени литературы. Может быть, в вину ему следует поставить лишь некритическое отношение к средневековым, текстам.

Книга Суворова написана также с большим знанием дела и до сих пор является единственной специальной работой на русском языке, охватывающей проблему в целом. В данной связи хочется упомянуть о работе Демкова М.И.

«История западноевропейской педагогики». В этой работе есть глава, посвященная интересующей нас теме. Правда автор при ее написании в основном опирался на вышеуказанные труды, тем не менее, она представляет для нас несомненный интерес.

В начале прошлого века было опубликовано исследование профессора А.Г. Бекштрема (1872–1919) «Медицинский факультет в Монпелье до середины XIV века». Это первая в русской литературе работа, основанная на самостоятельном изучении архивных материалов, заставившая по-новому взглянуть на развитие университета и медицинской науки в Монпелье.

Названными работами исчерпывается список дореволюционной литературы по истории средневековых университетов.

В первые десятилетия после Октябрьской революции формирующаяся советская медиевистика основное внимание, как известно, уделяла вопросам социально-экономического развития средневекового общества и классовой борьбы: Именно этой тематике были посвящены капитальные исследования советских медиевистов. Нельзя сказать, чтобы вопросы культуры совсем выпадали из поля их зрения. Эти вопросы находили место в учебных пособиях, в отдельных трудах по истории литературы, искусства, по истории католической церкви, истории философии и педагогике, но развития средневековых университетов советские медиевисты почти не касались. Лишь после Великой Отечественной войны стали появляться исследования, в которых затрагивались вопросы истории средневековых университетов. Это относится, прежде всего, к трудам Н.А. Сидоровой (1910–1961) и Г.И. Липатникововой. Работы последней в основном посвящены Пражскому университету. Можно назвать и еще ряд работ, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы развития средневековой университетской жизни, но из приведенного выше обзора литературы на русском языке совершенно ясно, что этот участок нашей медиевистики можно пока считать запущенным. К концу XX века намечается возрождение интереса к изучению средневековых университетов. Появляются работы Уварова, Репиной, Пшизовой, Петрова, Струкова посвященные различным аспектам изучения средневековых университетов. Появляются сборники научных работ по интересующей нас теме, или, так или иначе, ее затрагивающие.

Зарубежная историография по данной теме более обширна, только, к сожалению не многие работы переведены на русский язык. В конце 70-х гг. прошлого века международный коллектив ученых по инициативе Ассоциации европейских университетов приступил к реализации крупного проекта, целью которого стало написание 4-х томной истории европейского университета. Первый том данной работы посвящен средневековому университету. В настоящее время издательством «Альма матер» произведен перевод первого тома и публикация его в качестве журнальных статей в вышеуказанном журнале. Появляются переводы статей Норта, Сиройш Н., Роуга В., Риддер-Симэнс и др. Данные работы представляют большой интерес, поскольку затрагивают различные аспекты истории средневекового университета: структуру университета и организацию обучения, различного рода взаимоотношения внутри университета, а так же преподавательскую практику средневековья.

В общем, стоит отметить, что отечественной и зарубежной историографии наиболее исследованными являются области непосредственно связанные с историей возникновения и структурой средневековых университетов, спецификой образовательного процесса и методами работы средневекового преподавателя. Исследований посвященных частной жизни средневекового преподавателя, его материальному положению, общественной и политической деятельности не много.

Общие историографические обзоры есть у Уварова П.Ю. в отдельных статьях и автореферате, у Струкова Б.Г., Лычагина А.В.

Цели и задачи исследования:

Цель моей работы заключается в том, чтобы выявить специфику труда и особенности положения университетских преподавателей в европейском средневековом обществе. Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

1. Выявить место и функции университетов в средневековом социуме.

2. Выявить специфику организации учебного процесса, особенности методов и приемов преподавания в средневековом университете, вскрыть роль преподавателя в передаче знаний, формировании социальных умений и навыков учащихся, их профессиональной подготовке.

3. Реконструировать социальный облик магистра, его права и привилегии, круг профессиональных обязанностей и основные функции в университетской общине.

4. Определить порядок назначения на университетские кафедры, источники и способы вознаграждения преподавателей, выявить факторы, оказывающие влияние на положение университетской профессуры.

5. Выявить различные внеучебные формы деятельности преподавателей, показать их роль и значение в процессе профессионализации преподавательского труда.

6. Определить, на какой социальный статус претендовали сами магистры, и какое место в обществе им отводили современники.

7. Проследить эволюцию статуса преподавателя, выявить изменения в его положении в позднесредневековую эпоху.

Объектом изучения

являются преподаватели средневековых университетов, а также сложившиеся в университетской среде разнообразные магистерские общности (прежде всего, профессиональные) (коллегии, нации).

Предметом изучения

служат процессы формирования слоя университетских интеллектуалов, профессионализации преподавательского труда, изменения в положении, статусе и функциях магистров в средневековую эпоху.

Исходя из тематики исследования представляют интерес следующие понятия:

Средневековый интеллектуал – человек, занятый умственным трудом и за счет него живущий.

Интеллигенция – все те, кто вырабатывает новые цели и знания, беря на себя роль носителей критического разума, исторического, нравственного и иного самосознания и самоизменения общества.

Хронологические рамки исследования

охватывают период с XII века, когда происходит зарождение средневекового университета и выделение преподавательской деятельности в качестве профессиональной и отличной от труда физического и до XVI века, когда произошло окончательное конституирование преподавательской деятельности.

Территориальные рамки:

Западная Европа.

Методологической основой

исследования служит совокупность научных принципов, методов и приемов исторического познания. Основными принципами, соблюдавшимися при решении поставленных задач, явились принципы историзма и объективности. Поскольку цель всякого познания – получение объективно-истинных знаний, то историческое познание обязательно должно соответствовать по своему содержанию принципу объективности. Однако следование этому принципу должно учитывать особенность предмета исторического изучения, а именно то, что он развивается во времени и пространстве. Это предполагает применение, наряду с принципом объективности, принципа историзма. Разработка исследовательской проблемы и интерпретация всего фактического материала проведены с точки зрения особенностей рассматриваемых процессов. Я применила разнообразные исторические источники, попыталась их проанализировать и объективно оценить специфику труда и особенности положения университетского преподавателя в европейском средневековом обществе. Объективность подхода к исследоваемому материалу предполагала подбор и систематизацию различных видов источников и литературы, проведение анализа совокупности целого ряда источников, с учетом их специфики, избегая односторонности и предвзятости при оценке исторических событий.

Источниковая база

. Среди источников, относящихся к данной теме можно выделить следующие группы:

1.законодательные источники, к которым относятся различные учредительные грамоты светских властей, университетские статуты, а так же папские буллы.

2. делопроизводственные источники, к которым можно отнести нотариальные акты, составляемые университетскими преподавателями в нотариальных конторах. Акты дарения, адресованные студентам Парижского Университета, договоры о содержании престарелых и больных, акты, улаживающие те или иные конфликты и др. позволяют воссоздать материальное положение университетского преподавателя, а так же частные аспекты его жизни.

3. мемуарные источники представленные воспоминаниями Пьера Абеляра, Платтера об университетской среде. Данный вид источника представлен очень скупо. Средневековые преподаватели не оставили после себя автобиографических работ.

4. комментарии, ученые трактаты и официальные тексты (инаугурационные лекции (froemia) и речи) можно выделить в отдельную категорию. Но эти источники позволяют воссоздать лишь идеализированный портрет университетского преподавателя.

5. художественная литература, представленная «поэзией вагантов», Эберхард «Лабиринт», «Романом о Розе», Боккаччо Д. «Декамерон», которые воссоздают средневековую университетскую культуру.

Источники можно классифицировать и по характеру содержащейся в них информации. Так можно выделить источники, отражающие взаимодействие университетов со светской и папской властью. В этом смысле особенно знаменательно письмо Григория IX от 23 апреля 1231 г. Парижскому университету, булла Александра IV университету в Саламанке (1255), постановление Собора в Виенне (1312) и др. Королевская политика в отношении университетов представлена учредительными грамотами. Здесь особенно интересна, на наш взгляд, грамота Казимира III Краковскому университету, дающая зримое представление об объеме Королевских привилегий университетам. Причины глубокой заинтересованности светской власти в университетах раскрывают уже грамота Фридриха Барбароссы (L158), документ «Парижский университет и процесс Тамплиеров» (1307), грамота Карла IV Парижскому университету (1348).

Письмо магистров Тулузы магистрам и студентам других школ даёт представление о целях, из которых исходили светская и духовная власти при основании первых университетов, и показывает противоречивость и сложность ранней университетской науки.

К другой категории можно отнести источники о возникновении первых университетов. В этой связи можно упомянуть университета (отрывок из «Истории моих бедствий» П. Абеляра, «Письмо аббата св. Женевьевы», постановление Робера Кургона и др..

Учебные программы отдельных факультетов, фрагменты лекций, постановления собраний, речи, письма, литературные тексты позволяют более или менее полно представить содержание учебного процесса, методику чтения лекций, систему экзаменов и присвоения ученых степеней, проникновение в университетскую среду передовых идей, острую идейную борьбу на диспутах «О чем угодно».

Стоит отметить, что большая часть источников, позволяют изучить историю возникновения университетов, их структуру, методы и форы обучения. Источники же, касающиеся роли преподавателя в средневековом обществе, их самосознания средневековье оставило не много. Аналогичным образом из университетских уставов мы сталкиваемся лишь с описанием нормы. Что же касается литературы типа педагогических трактатов, подобных De discipline scolarium или различных De modo studendi, текстов моралистов («зерцала» или профессиональные руководства), проповедей, то в них, действительно, можно попытаться найти намеки на образы магистров и ученых, их достоинства и недостатки, хотя часто они носят настолько общий характер, что увязать их содержание с конкретными реалиями оказывается делом трудным.

Научная новизна работы.

В русскоязычной литературе до сих пор отсутствуют общие сводные работы, посвященные университетскому преподавателю. Монографические исследования в основном посвящены отдельным аспектам данной темы, но не в общем.

Прочее о педагогике:

Цели и содержание современного образования
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. Содержание образования — это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подг ...

Расписание начальной школы в Испании
Расписание "примарии" отличается от старших классов. Ученики начальной школы приходят на уроки немного позднее – около 9 и занимаются до часу, дальше – перерыв на обед и отдых, а в три часа дети снова возвращаются в школу и находятся там до пяти. Такое расписание создает довольно много не ...

Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении
А.Талых рассматривает определение педагогического мониторинга в совокупности. Автор считает, что начать его рассматривать необходимо с определения качества образования, которое рассматривается как характеристика образования, определяемая как совокупность свойств, способствующих удовлетворению образ ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru