Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Взаимоотношения преподавателей и студентов. Проблема университетской дисциплины

Взаимоотношения преподавателей и студентов. Проблема университетской дисциплины

Страница 1

В начальный период университет напоминал «сообщество» состоящее из магистра и его учеников. Поэтому взаимоотношения студентов и преподавателей играли существенную роль в жизни университета.

Для начала надо сказать о том, что после прибытия в университет студент должен был представиться университетским властям, но peaльно он становился членом университета только после своей регистрации в качестве члена школы конкретного преподавателя. Для выбора отводилось несколько дней. Выбор свой студент часто делал по совету земляков, по принципу наибольшей популярности того или иного преподавателя. Во всяком случае, как определяют первые уставы Парижского университета, не может быть студента без учителя. Все средневековые университеты вели борьбу с «бесхозными», бесконтрольными студентами, перебегающими от одного учителя к другому.

Учитель обязан был вести список матрикулируемых им студентов (едва ли не с единственной целью – сбора с них collecta). В определенной мере он отвечал за их поведение, хотя юрисдикция, которой преподаватели первоначально обладали, со временем отходит к университетским чиновникам (ректор, канцлер). Основная же ответственность учителя заключается в гарантиях успехов в учебе своих учеников. Учитель определял, когда студент, в течение нескольких лет бывший фактически пассивным слушателем на лекциях и диспутах, готов к «определению» или бакалавриату, который однажды позволит ему начать играть более активную роль помощника. Такие помощники обеспечивали ответы на диспутах, читали некоторые из экстраординарных лекций студентам – новичкам, готовя их к последующим лекциям учителя. Учитель определял время «представления» своего ученика как «сформировавшегося» бакалавра (baccalarius formatlis) для hcentia и докторских испытаний.

Легко представить, насколько сильными были связи между учителем и его студентами, особенно, если учесть продолжительность учебы. Бывшие ученики преподавателя, особенно, если он продвинулся по должности, любили произносить «мой хозяин» (dominus metis) и были ему благодарны за науку и покровительство.

Конечно, приведенный образ – идеализация. На практике дела могли идти не так гладко: студенты иногда были настроены к своему учителю критически, осуждали его трудный характер, упрекали в некомпетентности… Но такого рода протесты очень редко оставляли после себя следы. Можно лишь предположить, какими могли быть практические следствия этого. Часть студентов покидали школы в надежде найти более эрудированного учителя или лучшие условия жизни. Многие же колебались перед таким решительным шагом, но налицо тенденция, свидетельствующая о явном недостатке энтузиазма, нараставшего в XIV и XV вв. по отношению к официальным педагогическим принципам.

Студенты никогда не были изолированы в своих школах от внешнего мира. Всякий раз, когда проходил диспут, бакалавры факультета оказывались поочередно в каждой из школ. Испытания проходили в присутствии жюри, в работе которых участвовали магистры факультета. Таким образом, «учитель не был полностью свободен в своих решениях, особенно, после того как университетские уставы определили содержание программ, расписание занятий, методы обучения».

Для того чтобы лучше понять средневекового профессора в его отношениях со студентами, нужно знать, сколько же учеников у него было? Очевидно, численность менялась в зависимости от важности университета, численности персонала и прочих условий. В Париже, где регентов было всегда много, в школе ХV в. вероятнее всего в среднем было 10–20 учеников, меньше их было у медиков. Но, как тенденция, число учащихся росло. В крупных колледжах на одного регента приходилось от 20 до 30 учеников. Некоторые известные юристы утверждали, что их курсы собирали десятки, если не сотни, слушателей, а в тех университетах, в которых небольшая группа регентов сумела монополизировать свое положение, учителя могли рассчитывать на большую аудиторию, величина которой, возможно, менялась при переходе от школы к школе в зависимости от репутации преподавателя.

В средневековых университетах дисциплину поддерживал корректор с помощью карцера и доносов. А с дисциплиной в средневековых университетах были проблемы. Постоянное общение с иноплеменниками, независимое положение университета в обществе не могли не налагать свой отпечаток на нравы и характер студенчества.

Как писал современный историк, «судя по литературе средневековья, студент недисциплинирован, беспринципен, склонен к богемной жизни, вспыльчив, любит покутить, выпить винца, провести время с женщинами и попеть песни».

Средневековых школяров (как, впрочем, и основную массу нынешних) можно разделить на две категории: меньшая усердно грызла тот самый вековечный гранит знаний, именно про такого школяра писал Чосер, другая же часть студентов в основном занималась тем, что практически реализовывала завет средневековой студенческой песенки:

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Колорит
Колорит—одно из средств создания определенного образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный, радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, в ...

Математические задачи, приводящие к необходимости развития аппарата приближенных вычислений
Чтобы понять роль приближенных вычислений в школьной математике познакомимся с их ролью в науке. Подчеркнем важность и широкое применение приближенных вычислений. В ходе анализа следующей литературы нами были выделены ряд направлений, с которыми связана необходимость приближенных вычислений. нахожд ...

Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выпол ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru