Образование сегодня » Психолого-педагогические аспекты обучения монологическому высказыванию старших школьников » Диагностика существующего уровня владения монологическим высказыванием

Диагностика существующего уровня владения монологическим высказыванием

Страница 1

Эксперимент проходил на базе гимназии №1 города Тулы в 11 "Б" классе в течение 2 месяцев. Целью эксперимента являлась разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование навыков монологического высказывания у старших школьников. На констатирующем этапе эксперимента были проведены анкетирование и самостоятельная работа с целью диагностирования уровня мотивации и сформированности монологического высказывания.

Анкетирование учащихся с целью выявления учебных мотивов было проведено с помощью методики "Направленность на приобретение знаний" (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова) и экспертной оценки монологических высказываний учащихся с целью определения уровня владения умениями и навыками монологической речи и основных типов ошибок.

Результаты опроса показали, что:

1. 50% группы изучают иностранный язык, потому что он входит в школьную программу, 30% нравится изучать иностранный язык, 10% желают использовать иностранный язык как средство общения с иностранцами и получения информации, 10% считают, что он необходим для будущей профессии.

2. 70% группы предпочитают на уроках иностранного языка смотреть аутентичные фильмы, 10% нравится выполнять грамматические упражнения, 10% получают удовольствие от чтения на иностранном языке, остальные 10% находят наиболее интересным общение на иностранном языке.

3. 90% опрошенных признались, что испытывают сложность в общении на иностранном языке, 10% могут высказать свое мнение, при условии, что тема им знакома.

4. 60% предпочитают опираться на слова и выражения при высказывании на иностранном языке, 20% удается построить высказывание, если преподаватель задает наводящие вопросы, 20% необходимы известная им тема и лексика для успешного построения высказывания.

5. 60% группы при встрече с иностранцем смогут лишь представиться, 20% представятся и зададут вопрос собеседнику, 20% поддержат беседу.

Таким образом, выяснилось, что у большинства учащихся возникает трудность иноязычного общения и построения своего высказывания в условиях неподготовленной речи. У 50 % группы низкая мотивация к изучению иностранного языка, что, возможно, обусловлено несформированностью навыков говорения и трудностями в понимании грамматического структуры не родного языка.

В ходе опроса №2 была выявлена следующая закономерность: у 60% группы выражена сильная мотивация на знания, тогда как у 30% она средняя, а у 10% учащихся мотивация на получение знаний слабая.

Также на констатирующем этапе проведена самостоятельная работа (на основе учебника, предусмотренного программой), в ходе которой учащимся предложено прочитать письма французских подростков и рассказать одноклассникам об их содержании и авторах.

При оценивании устных ответов учащихся учитываются следующие критерии:

Содержание: соответствие содержания поставленной задаче; полнота раскрытия предложенной темы, логичность и связность высказываний; выбор правильного стиля речи (официальный, полуофициальный, неофициальный).

Лексический запас: точность, адекватность использования в соответствии с ситуацией общения; разнообразие и объем лексического запаса.

Грамматическая правильность речи: точность, адекватность использования грамматических конструкций; разнообразие, достаточная степень сложности.

Произношение: правильное произнесение звуков, соблюдение интонационного рисунка, ритма.

Ответы учащихся оценивались исходя из следующих критериев.

Таблица 6. Критерии оценивания ответа (монологического высказывания)

Отметка

Характеристика ответа

"5"

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей в заданном объеме, демонстрирует умение рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры и аргументы. Употребляет грамматические структуры и лексические единицы в соответствии с коммуникативной задачей; не допускает фонематических ошибок

"4"

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, но объем высказывания менее заданного, есть повторы; демонстрирует умение рассуждать о фактах/событиях, старается приводить примеры и аргументы. Употребляет грамматические структуры и лексические единицы в соответствии с коммуникативной задачей; не допускает фонематических ошибок

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей в заданном объеме; демонстрирует умение рассуждать о фактах/событиях, старается приводить примеры и аргументы. В основном употребляет грамматические структуры и лексические единицы в соответствии с коммуникативной задачей (допустил 2-3 ошибки в употреблении лексики, 2-3 ошибки в разных разделах грамматики); не допускает фонематических ошибок

"3"

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, но объем высказывания менее заданного, есть повторы; демонстрирует умение рассуждать о фактах/событиях, старается приводить примеры и аргументы (допустил 4-5 ошибок в употреблении лексики, 4-5 ошибок в разных разделах грамматики); допустил 1-2 фонематические ошибки

Учащийся не вполне логично строит монологическое высказывание, уходит от темы или пытается подменить ее другой, которой владеет лучше, но старается приводить примеры и аргументы. В основном употребляет грамматические структуры и лексические единицы в соответствии с коммуникативной задачей (допустил 2-3 ошибки в употреблении лексики, 2-3 ошибки в разных разделах грамматики); допустил одну фонематическую ошибку

"2"

Учащийся не понял основное содержание текста и не может его изложить. На заданные экзаменатором вопросы ответил неудовлетворительно

Учащийся понял отдельные детали, но не может связно изложить основное содержание текста. На заданные экзаменатором вопросы ответил неудовлетворительно

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Варианты урегулирования конфликтов
При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт — в конструктивный. Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций. . 1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфл ...

Подготовка преподавательского состава
Очевидно, что функция учителя много старше возраста средневекового университета, так как ключевые термины, которыми в этой сфере пользуются, восходят к классической латыни: magister (мастер), doctor (доктор) и professor (профессор). В своих истоках они имели схожее значение, будучи связаны с идеей ...

Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития через ознакомление с жизнью школы
В психологии отмечаются два пути формирования мотивов учения: 1) ознакомление детей с общественным смыслом учения, 2) учение, как личностно заинтересовавшаяся ребенка деятельность. В соответствии с этим, во-первых: расширяются представления о школе, деятельности учителя и ученика; раскрываются новы ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru