Образование сегодня » Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы » Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития через ознакомление с жизнью школы

Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития через ознакомление с жизнью школы

Страница 1

В психологии отмечаются два пути формирования мотивов учения: 1) ознакомление детей с общественным смыслом учения, 2) учение, как личностно заинтересовавшаяся ребенка деятельность.

В соответствии с этим, во-первых: расширяются представления о школе, деятельности учителя и ученика; раскрываются новые уровни взаимоотношения между учителем и учеником, идет ознакомление с правилами поведения в школе; детей подводят к осознанию нового положения, которое начинает занимать школьник; знакомят с целями и смыслом деятельности учения.

Во-вторых, в формировании учебно-познавательной мотивации существенное значение имеют содержание обучения, которое должно представлять интерес для детей, и методы обучения. Опираясь на ряд теоретических принципов воспитания и обучения, и, в частности, на соответствие содержания и методов обучения психофизиологическим особенностям детей, на зону ближайшего развития, необходимо стремиться к рациональному сочетанию наглядных, практических и словесных методов с учетом общего и речевого развития детей. К числу применяемых приемов можно отнести преднамеренное создание ситуаций общения, моделирующих реальные жизненные ситуации; использование проблемных ситуаций для активизации интеллектуальной деятельности; использование различных форм совместного выполнения деятельности; активное вовлечение детей в руководство деятельностью друг друга; применение драматизаций. Наиболее эффективными приемами являются:

1. Беседа с детьми на тему «Школа».

2. Просматривание иллюстраций на тему «Школа».

3. Чтение художественной литературы на тему «Школа».

4. Рисование на тему «Школа».

5. Проведение дидактических игр.

6. Сюжетно- ролевая игра «В школе».

7. Экскурсии в школу.

Чтение художественной литературы. Художественная литература-источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественной произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.

Чтение художественной литературы с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей. При подготовке детей к обучению в школе ценными будут произведения на тему «Школа». Чтение рассказов и сказок, которые показывают значение обучения для людей. Например, сказка о Незнайке, который не умел читать и заблудился в городе; о Буратино, который вместо школы отправился гулять и чуть не попал в беду; придуманный педагогом рассказ о маме, папе, которые отлично учились в школе, потом в институте и стали хорошим врачом, строителем, инженером, учителем. Также можно прочитать детям рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок».

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. Тематика бесед определяется программой обучения. Для формирования мотивационной готовности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста к обучению в школе темой беседы будет являться «Школа». В ходе беседы воспитатель выясняет, что детям уже известно о школе, доносит до детей новую информацию. Для того, чтобы беседа прошла более продуктивно, можно заранее составить вопросы. Сюда же можно отнести сочинение сказок и историй «Один день из моей школьной жизни». Каждый ребенок, принимая позицию школьника, рассказывает о своем дне в школе (темы: учеба, добрые дела, дружба, помощь, школьный праздник и т.д.).

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе
Каждый человек – есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально. Человек это: 1) индивид, 2) личность, 3) субъект, 4) индивидуальность, 5) уникум. Учитель и педагог Сухомлинский В.А. посвятил своим ученикам три тысячи семь ...

Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности
Эмоциональность, активность выступают как вторичные функции темперамента. Активность, саморегуляция проявляются как характеристики способностей. А в характере Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции ...

Проблема классификации методов воспитания, их характеристика
Метод воспитания - способ организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направляемый на достижение целей воспитания путем усвоения детьми соответствующего содержания и активной самостоятельной деятельности по его применению для анализа и оценки поступков и поведения различных жиз ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru