Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Подготовка преподавательского состава

Подготовка преподавательского состава

Страница 1

Очевидно, что функция учителя много старше возраста средневекового университета, так как ключевые термины, которыми в этой сфере пользуются, восходят к классической латыни: magister (мастер), doctor (доктор) и professor (профессор). В своих истоках они имели схожее значение, будучи связаны с идеей отличия в данной области. Этот аспект более акцентировано был представлен в средние века. Магистр или доктор мог учить, но это не было необходимостью. Эти понятия в ряду имени просто означали, что его обладатель достиг определенной степени мастерства в изучаемой им дисциплине. А значит, он подготовлен к тому, чтобы обучать, как, впрочем, и к выполнению других функций. Более широкое толкование в конце средних веков означало, что это звание обеспечивало его владельцу социальное признание, позволяя войти в мир сословных привилегий дворянства. «Те магистры или доктора, которые обучали, обычно представлялись как «регенты» магистров или докторов, т.е. сначала эти слова имели форму причастия regens или actu regens, и лишь впоследствии стали существительным («а regent»). Кстати, это понятие все еще имеет хождение в Кембридже».

Каким же был путь к желанному титулу – «магистр» или «доктор»? Пользоваться этими понятиями начали в XII в., если не раньше. Поначалу это было, скорее, только обиходное понятие, не имевшее официального статуса. Некто мог назвать себя магистром, если он работал в школе (независимо от того, был ли он принят на работу или основал ее по своей собственной инициативе, с авторизацией, лицензией, обычно предоставляемой епископом данной местности). В более широком смысле этим титулом мог пользоваться любой человек, обучавшийся определенное время и закончивший школу с более или менее формально удовлетворительными оценками своего магистра, который гарантировал уровень отличия, достигнутый его учеником. В XII в. такие магистры начали появляться в кафедральных соборах (cathedral chapters), в римской курии и некоторых княжеских канцеляриях, не говоря уже о тех, кто основывал новые школы в Париже, Болонье, Монпелье или Оксфорде.

В момент возникновения университетов приобретение звание магистра перестало быть вопросом традиционной практики, а стало определенной процедурой, которую университеты объявили своей монополией и которая была педантично проработана. Не вдаваясь в подробности, отметим, что тесты, определяющие право кого-то на это звание, обычно состояли из трех элементов.

На первой стадии юноша, только явившись в университет, должен был записаться у профессора, который будет за него в ответе. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и в случае успеха получал степень бакалавра, которая рассматривалась ступенью к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, то есть становился своеобразным «подмастерьем». В итоге, он становился кандидатом на получение ученой степени (магистра, доктора, лиценциата). Далее требовалось, чтобы кандидат, с согласия своего магистра, который полагал, что его ученик достиг достаточно высокого уровня, представился университетским властям, ректору и канцлеру. Последний, обычно в присутствии жюри магистров, мог проконтролировать, насколько кандидат выполнил необходимые с точки зрения требований морали и предшествующего периода учебы требования. Например, проучился ли он столько времени, сколько необходимо? Выполнил ли как бакалавр все предписанные упражнения, прочитал ли требуемые тексты и прошел ли все положенные диспуты? Для студентов – медиков помимо изучения текстов о болезнях, средствах лечения и.т. п., требовалось и наличие стажа практической работы на момент окончания учебы (изучение собраний consilia, представлявших описание конкретных случаев заболеваний, ассистирование профессору или практикующему врачу в ходе посещения им пациентов). После этого назначался экзамен, который часто называли «частным» или «строгим» и который проходил в присутствии жюри под председательством канцлера. Обычно экзамен предполагал проведение кандидатом продолжительного диспута по частному вопросу. «Если соискатель проходил эти два теста, он мог рассматриваться как окончивший (licentiatus), но, парадоксально, эта licentia, гарантируемая канцлером, хотя и могла служить гарантией уровня интеллектуальной подготовки, еще не открывала ему путь к преподавательской деятельности в университете. Для получения права на преподавание он должен был пройти третий тест, иногда называвшийся «публичным» экзаменом, который мог состояться после того, как была гарантирована licentia. Для этого использовался достаточно многозначительный термин inceptio или «инаугурация». Регламентации подлежали экзамены на получение степени. Здесь у каждого университета также имелись свои обычаи, которые изменялись со временем. Возьмем в качестве примера два типичных curriculum – юриста из Болоньи и парижского артиста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Система среднего образования в Испании
Среднее образование в Испании состоит из четырех ступеней. Предметы, изучаемые в средней школе, готовят ребенка к последующему выбору направления обучения или к работе. В принципе, даже не пройдя курс средней школы, но досидев за партой до 16 лет, ребенок может закончить своё образование. Если реши ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития подростка в этот период: физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направлени ...

Выяснение наиболее эффективного места для проведения самостоятельной работы
Представляется, что не следует усматривать в самостоятельной работе лишь способ увеличения времени на занятия языком еще и вне школы. Пока не будут сформированы приемы учебного труда, самостоятельная работа должна выполняться в основном на уроке. Планируя урок, учитель должен предусмотреть время на ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru