Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Подготовка преподавательского состава

Подготовка преподавательского состава

Страница 4

Получение магистерской степени было сопряжено с немалыми затратами. Претендент должен был оплатить экзамены, как публичный, так и обычный. Он должен снабдить одеждой доктора, под руководством которого проходит промоция, а так же всех докторов, которые будут присутствовать на экзамене. Либо уплатить ему деньги на эту цель. Каждому доктору он тоже должен уплатить деньги за присутствие. Также он должен заплатить педелю, нотариусу университета. Помимо выплат претендент должен дарить перчатки на публичном экзамене ректору, докторам, педелям, знатным студентам. Уставы требуют от кандидатов все растущее число перчаток, которые должны вручаться докторам во время экзамена. В одном из болонских текстов (1387) уточняется: Кандидат обязан в удобное время представить через сторожа достаточное число перчаток для докторов коллежа… Эти перчатки должны быть настолько длинными и широкими, чтобы закрывать руку до локтя. Они должны быть также из хорошей замши и вполне свободными, дабы руки в них входили без помех и с удобством. Под перчатками из хорошей замши следует разуметь те, что покупаются не менее чем по 23 су за дюжину.

Если на получение ученой степени претендует ректор, то ему не надо ничего платить. Так за получение докторской степени в Флорентийском университете должно было заплатить 2 флорина, 10 флоринов за публичный и обычный экзамены, 10 флоринов главному педелю.По тем временам данные суммы были не маленькими. Помимо этого новоиспеченный магистр должен был за свой счет организовать пирушку. Празднества по случаю получения докторской степени все чаще сопровождаются увеселениями, как это принято у знатных особ: балами, театральными представлениями, турнирами.

Таковы были требования устава. Поскольку же речь идет о терминологии, то принято было, что магистерская степень присуждается в области свободных искусств, а докторская – в области права; в теологии и медицине вариаций званий, присуждавшихся выпускникам, было больше.

И тут стоит сделать несколько уточнений относительно практики. Прежде всего, не стоит забывать, что университет заканчивало меньшинство студентов. Точно сказать, сколько же оканчивали полный университетский курс, трудно. Доля окончивших меняется в широких пределах при переходе от одного университета, факультета или от одного периода к другому. Спрашивается, почему же так много студентов не проходили полный курс? Во-первых его продолжительность. Можно сказать, что в целом базовое университетское образование, а именно изучение свободных, искусств, длилось 6 лет и получали его где-то между 14 и 20 годами. В Париже это предписывалось статутами Роберта де Курсона и включало в себя два этапа: примерно за 2 года получали степень бакалавра, а к концу учебы – степень доктора. Затем происходило обучение медицине и праву – приблизительно между 20 и 25 годами. Первые статуты медицинского факультета предписывали 6 лет учебы для обретения степени лиценциата или доктора медицины уже после того, как студенты становились магистрами искусств. Наконец, богословие требовало большего времени: статуты Роберта де Курсона назначали 8 лет обучения и, как минимум, 35 лет для получения звания доктора теологии. В действительности богословию учились примерно 15–16 лет. Наиболее длительным оно было на теологическом факультете – 12–15 лет, где последовательно обретались степени «курсора» (бакалавра-репетитора), «библикуса» (комментирующего Библию), «сентенциария» (допущенного преподавать по книге «Сентенций» Петра Ломбарда), бакалавра «формати» (участвующего во всех диспутах), лиценциата (обладателя «права преподавать повсюду») и наконец, степень доктора теологии – означавшая наивысшую компетентность. К концу Средневековья наметилась тенденция к сокращению сроков обучения. Конечно, в действительности делалось немало уступок, позволяющих сократить необходимый срок пребывания в университетах (за взятки, из уважения к происхождению или сану соискателя или чтобы привлечь студентов в какой-нибудь новоиспеченный университет).

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Процесс проведения и результаты констатирующего эксперимента
Качество образования является важнейшим направлением в деятельности школы. Оно включает совокупность существенных свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства.Орган ...

Диагностика существующего уровня владения монологическим высказыванием
Эксперимент проходил на базе гимназии №1 города Тулы в 11 "Б" классе в течение 2 месяцев. Целью эксперимента являлась разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование навыков монологического высказывания у старших школьников. На констатирующем этапе эксперимента были про ...

Телекоммуникационная система сопровождения образования как педагогическая проблема
Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты – как сред ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru