При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт — в конструктивный.
Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций. .
1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтирующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение с учеником, родителем, студентом, коллегой. Для этого можно использовать следующие приемы:
1) не отвечайте агрессией на агрессию;
2) не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
3) дайте возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;
4) старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;
5) не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов — ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
6) предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения. Если з результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему^не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта — к диалогу.
2. Диалог можно рассматривать и как цель, и как средство.На первой стадии диалог — способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй — средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.
Мы все привыкли к монологам, особенно в педагогическом процессе. Каждый стремится высказать наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное — не только говорить и слушать, но и услышать собеседника и быть услышанным.
Во время диалога желательно придерживаться правил:
1) соблюдайте такт, корректность по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным;
2) не перебивайте без Надобности, сначала слушайте, а потом говорите;
3) не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе;
4) отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе;
5) в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения;
6) старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;
7) не давайте готовых «рецептов» решения проблем, по старайтесь так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения. В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И-если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.
Прочее о педагогике:
Развитие и виды воображения
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предме ...
Развитие навыков звукового анализа слова у детей дошкольного возраста в
игровой деятельности
Формирование и развитие элементарных навыков письма и чтения является необходимой составной частью комплексной предшкольной подготовки детей. У дошкольников уже имеются некоторые представления об анализе и синтезе слов и графическом образе некоторых наиболее часто употребляемых букв русского языка. ...
А.С. Макаренко. Воспитание в
коллективе и в труде
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.