Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Благородство происхождения и благородство знания. Отношение к преподавательскому труду

Благородство происхождения и благородство знания. Отношение к преподавательскому труду

Страница 1

В средневековом обществе тех, кто работал «словом и разумом» и передавал свою ученость другим называли интеллектуалами. Средневековье не знало понятия «интеллигент». Занятых интеллектуальными трудом называли «доктор», «профессор», «магистр», «литератти»; философом Бога именовал себя Абеляр.

Социокультурный тип «интеллектуала» – профессионала формируется на Западе в XII–XIII вв., когда представление о учености как о бесплатном «даре Божьем» сменяется убеждением в том, что знания – такой же товар, как и прочие, а преподавание – один из видов городского специализированного труда, который оплачивается. Противопоставление физического и умственного труда находит отражение на страницах трудов Фомы Аквинского, тоже преподававшего в Париже по крайней мере дважды. Он пишет «Все, кто может жить не за счет физического труда, не обязаны работать руками; иначе все богатые, будь то клирики или миряне, не работающие руками, были бы прокляты: а это абсурд». Между прочим, Фома отмечает, что «стоит больше работать, иногда руками, иногда иначе. Вообще, когда от физической работы больше пользы, то предпочтительнее работать руками… Напротив, когда физическая работа мешает выполнению более полезного дела, предпочтительнее от него воздержаться». Но самосознание интеллектуала строится не только на сближении его труда с ремеслом, сколько на противопоставлении умственной деятельности и «работы руками». Ле Гофф считает, что исходной точкой в формировании этой ментальности служил материальный предмет – книга. В отличии от монастырской книги, университетская книга была инструментом познания, а не сокровищем. «Интеллектуал» понимает себя как человек книги и слова, настаивая на том, что это отделяет его от ремесленника и возвышает над ним. Еще одна важная характеристика этого типа средневекового человека – стремление к распространению своих знаний и идей.

Таким образом «интеллектуал» – человек, осознающий свою особость и в тоже время – член корпорации. Он – «человек мира»: часто переезжает из одного университета в другой, из одной школы в другую, ибо всеобщим языком образованности остается латынь. Он не женат, так как не желает стеснять себя брачными узами и семейными обязанностями. Он – человек «авторитета», которым наделены изучаемые и распространенные обязательные тексты, начиная с Библии. Но он не следует им слепо. Он знаком с критикой, подвергает их рациональному истолкованию или вообще предпочитает им рациональное знание. В «Декамероне» «один молодой человек по имени Ринальди долго учился в Париже, но не для того, чтобы потом, по примеру многих других торговать своими знаниями, а чтобы, как подобает человеку благородному, к источнику знания приникнуть, и в суть и корень вещей проникнуть, вернулся тогда из Парижа во Флоренцию, и, будучи весьма уважаем как за свое происхождение, так и за познания здесь обосновался и зажил на широкую ногу».

В данном случае благородство происхождения совпадало с благородством знания. Но для университетской культуры более характерна оппозиция благородства по крови, благородства «тех, кто охотится» и благородства добродетелей, знания. Понятно, что предпочтение отдавалось «истинному» благородству ученого.

Осужденные в 1277 году тезисы парижских аверроистов гласили «философы – истинные мудрецы мира», «смирение – добродетель значительно менее совершенная, чем величие души (magnanimitas)», а близкий к аверроистам автор Яков из Дуэ ставил философа выше государя (Sicut tamen alias dixi, status philisophi perfectior est statu principis). Жан де Мён пояснял, что клирик благороднее сеньоров и принцев, поскольку обладает «Vertus escrites» и, следовательно, видит в «своих книгах при помощи знаний доказуемых, рациональных и демонстрируемых все зло от которого надо спасаться, и всю «сумму куртуазности». Конечно, бывают образованные миряне, но они не могут посвятить ученым занятиям должное время, поскольку у них есть и иные обязанности. Поэтому рыцарям следует брать пример с графа Роберта д’Артуа, «мудрого, щедрого куртуазного и рыцарственного»

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Сервисные аспекты организации досуга в детских учреждениях
Сервисно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и св ...

Методика преподавания отдельных тем, входящих в курс компьютерного моделирования
Обсудим методические проблемы изложения различных тем, из которых могут быть сконструированы курсы компьютерного моделирования. Порядок чередования этих тем достаточно произволен. Данное введение целесообразно построить в виде лекции, содержащей в доступной учащимся форме обзор основных принципов а ...

Определение дидактических функций учебника
Под дидактической функцией школьного учебника понимают целенаправленно сформированные его свойства (качества) как носителя содержания образования и основного книжного средства обучения, наиболее полно отвечающие целевому назначению учебника в процессе реализации содержания образования в условиях ра ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru