Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Критерии оценки эффективности адаптации

Критерии оценки эффективности адаптации

Страница 1

Проблема критериев оценки эффективности адаптации как системного процесса остро возникает при разработке программы психологической диагностики, профилактики и коррекции адаптационных нарушений. На современном этапе развития психологической науки существует множество подходов к проблеме диагностики. Однако наиболее интересным представляется взгляд на адаптацию как на системный процесс. В связи с этим целесообразно контролировать протекание процесса адаптации и его результат во всех значимых сферах жизни ребенка и на всех уровнях: социальном, социально-психологическом, психологическом и психофизиологическом.

Рассматривая вопрос о критериях оценки эффективности адаптации,следует подчеркнуть, что их выбор, очевидно, во многом определяется теоретической концепцией адаптации, в рамках которой эта оценка осуществляется. По убеждению подавляющего большинства исследователей, один лишь критерий включенности индивида в процесс общественных отношений не является надежным показателем при определении эффективности и устойчивости адаптации. Хотя субъективно переживаемое индивидом чувство удовлетворенности характером этих отношений и по мере возможности, объективно регистрируемые внешние проявления такой удовлетворенности, несомненно, являются важнейшими критериями оценки эффективности адаптации. Анализ литературы и рекомендации отраженные в ней свидетельствуют о необходимости привлечения для оценки эффективности адаптации и других критериев, соответствующих социальной и психологической природе адаптации.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации позволил выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации.

1. Субъективные критерии оценки эффективности адаптации.

2. Объективные критерии оценки эффективности социально-психологической адаптации.

В целях более полного анализа рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что ведущим в структуре адаптации является психологический аспект, который опосредует характер и особенности протекания адаптации на других уровнях; определяющая роль в оценке эффективности адаптации как системного процесса принадлежит собственно психологическим критериям.

Таблица 1

Психологическому аспекту эффективности адаптации соответствуют:

Успешная адаптация

Дезадаптация

1

Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетворенности отношениями с окружающими, социальным статусом, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией

Эмоциональный дискомфорт, низкая степень удовлетворенности отношениями с окружающими, социальным статусом, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией

Опросник социально психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, шкала субъективной удовлетворенности опросник САН

2

Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности

Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности

Диагностика опросник ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина, шкала личностной тревожности (Дж. Тейлор)

3

Самоприятие, адекватные самооценка и уровень притязаний, минимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притязаний

Неприятие себя, неадекватные самооценка и уровень притязаний, максимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притязаний

Диагностика: методика исследования саомоценки Дембо-Рубинштейна, методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе, методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методика исследования самооценки А.С. Будасси, тест Т. Лири

4

Отсутствие тенденций к невротизации и депрессии

Выраженные невротизация и депрессия

Диагностика Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, шкала депрессивности Бека, MMPI и его модификации

5

Интернальный локус контроля

Экстернальный локус контроля

Диагностика

Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) СР. Пантелеева и В.В. Столина и др.

6

Ощущение включенности в деятельность группы

Субъективное ощущение одиночества

Диагностика Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, шкала одиночества Дж. Янга

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru