Проблема критериев оценки эффективности адаптации как системного процесса остро возникает при разработке программы психологической диагностики, профилактики и коррекции адаптационных нарушений. На современном этапе развития психологической науки существует множество подходов к проблеме диагностики. Однако наиболее интересным представляется взгляд на адаптацию как на системный процесс. В связи с этим целесообразно контролировать протекание процесса адаптации и его результат во всех значимых сферах жизни ребенка и на всех уровнях: социальном, социально-психологическом, психологическом и психофизиологическом.
Рассматривая вопрос о критериях оценки эффективности адаптации,следует подчеркнуть, что их выбор, очевидно, во многом определяется теоретической концепцией адаптации, в рамках которой эта оценка осуществляется. По убеждению подавляющего большинства исследователей, один лишь критерий включенности индивида в процесс общественных отношений не является надежным показателем при определении эффективности и устойчивости адаптации. Хотя субъективно переживаемое индивидом чувство удовлетворенности характером этих отношений и по мере возможности, объективно регистрируемые внешние проявления такой удовлетворенности, несомненно, являются важнейшими критериями оценки эффективности адаптации. Анализ литературы и рекомендации отраженные в ней свидетельствуют о необходимости привлечения для оценки эффективности адаптации и других критериев, соответствующих социальной и психологической природе адаптации.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации позволил выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации.
1. Субъективные критерии оценки эффективности адаптации.
2. Объективные критерии оценки эффективности социально-психологической адаптации.
В целях более полного анализа рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что ведущим в структуре адаптации является психологический аспект, который опосредует характер и особенности протекания адаптации на других уровнях; определяющая роль в оценке эффективности адаптации как системного процесса принадлежит собственно психологическим критериям.
Таблица 1
Психологическому аспекту эффективности адаптации соответствуют:
№ |
Успешная адаптация |
Дезадаптация |
1 |
Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетворенности отношениями с окружающими, социальным статусом, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией |
Эмоциональный дискомфорт, низкая степень удовлетворенности отношениями с окружающими, социальным статусом, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией |
Опросник социально психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, шкала субъективной удовлетворенности опросник САН | ||
2 |
Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности |
Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности |
Диагностика опросник ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина, шкала личностной тревожности (Дж. Тейлор) | ||
3 |
Самоприятие, адекватные самооценка и уровень притязаний, минимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притязаний |
Неприятие себя, неадекватные самооценка и уровень притязаний, максимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притязаний |
Диагностика: методика исследования саомоценки Дембо-Рубинштейна, методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе, методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методика исследования самооценки А.С. Будасси, тест Т. Лири | ||
4 |
Отсутствие тенденций к невротизации и депрессии |
Выраженные невротизация и депрессия |
Диагностика Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, шкала депрессивности Бека, MMPI и его модификации | ||
5 |
Интернальный локус контроля |
Экстернальный локус контроля |
Диагностика Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) СР. Пантелеева и В.В. Столина и др. | ||
6 |
Ощущение включенности в деятельность группы |
Субъективное ощущение одиночества |
Диагностика Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, шкала одиночества Дж. Янга |
Прочее о педагогике:
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.