Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Критерии оценки эффективности адаптации

Критерии оценки эффективности адаптации

Страница 2

Таблица 2

На социальном уровне критериями эффективности адаптации являются:

Успешная адаптация

Дезадаптация

1

Высокая степень интеграции индивида со средой, включенность в деятельность группы

Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) индивида со средой

2

Высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность

Низкий социальный и социометрический статус, низкий уровень эмоциональной экспансивности

3

Самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения

Зависимость, конформность

4

Наличие глубоких личностных контактов, широкий круг общения

Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный круг общения

5

Умение обеспечить свои основные потребности

Неумение обеспечить свои основные потребности

6

Социальная активность

Социальная пассивность, замкнутость

7

Высокие работоспособность и успешность деятельности, профессиональный рост

Низкие работоспособность и успешность деятельности (иногда — вплоть до дезорганизации), отсутствие профессионального роста

8

Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность поведенческих паттернов

Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадаптивных паттернов поведения (конфликтность, агрессивность, необоснованные лидерские устремления)

9

Относительная стабильность эмоциональной сферы, адекватность аффективных реакций

Быстрая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, неадекватность аффективных реакций, чаще - доминирование астенического и депрессивного эмоционального фона

10

Соматическое благополучие

Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д.

Диагностика Включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование (социометрия, референтометрия, шкала приемлемости и т.д.).

Не менее важный критерий при подборе диагностических методик это учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному и межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступившим в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики младших школьников, другим – только методики, рассчитанные на детей 5 - 6- летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она интеллектуально доступна для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

На современном этапе развития существует множество подходов к проблеме диагностики. И поскольку процесс адаптации затрагивает все сферы жизни ребенка, то и при оценке адаптации необходимо использовать системный подход. При оценке эффективности адаптации необходимо учитывать: субъективные и объективные критерии измеряемого параметра, и возрастные и индивидуальные особенности респондентов.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Психологические теории воспитания
Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя. До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, под влиянием услов ...

Этапы развития игры в онтогенезе: отобразительная, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая
Развитие игры связано с развитием игрового действия. Усложнение игрового действия и изменение мотивов детской активности переводит игру на более высокий этап. Игровое действие имеет свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца, которому свойственны два этапа: озн ...

Анализ основных показателей процесса профессионально – ориентированного процесса, полученных экспериментальным путем
Для проверки эффективности игрового метода в процессе обучения будущих геологов деловому общению на французском языке был проведен постэкспериментальный срез. Тестирование проводилось по основным показателям, характеризующим речевые умения: темп речи, паузирование, правильное грамматическое оформле ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru