Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Критерии оценки эффективности адаптации

Критерии оценки эффективности адаптации

Страница 2

Таблица 2

На социальном уровне критериями эффективности адаптации являются:

Успешная адаптация

Дезадаптация

1

Высокая степень интеграции индивида со средой, включенность в деятельность группы

Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) индивида со средой

2

Высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность

Низкий социальный и социометрический статус, низкий уровень эмоциональной экспансивности

3

Самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения

Зависимость, конформность

4

Наличие глубоких личностных контактов, широкий круг общения

Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный круг общения

5

Умение обеспечить свои основные потребности

Неумение обеспечить свои основные потребности

6

Социальная активность

Социальная пассивность, замкнутость

7

Высокие работоспособность и успешность деятельности, профессиональный рост

Низкие работоспособность и успешность деятельности (иногда — вплоть до дезорганизации), отсутствие профессионального роста

8

Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность поведенческих паттернов

Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадаптивных паттернов поведения (конфликтность, агрессивность, необоснованные лидерские устремления)

9

Относительная стабильность эмоциональной сферы, адекватность аффективных реакций

Быстрая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, неадекватность аффективных реакций, чаще - доминирование астенического и депрессивного эмоционального фона

10

Соматическое благополучие

Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д.

Диагностика Включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование (социометрия, референтометрия, шкала приемлемости и т.д.).

Не менее важный критерий при подборе диагностических методик это учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному и межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступившим в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики младших школьников, другим – только методики, рассчитанные на детей 5 - 6- летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она интеллектуально доступна для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

На современном этапе развития существует множество подходов к проблеме диагностики. И поскольку процесс адаптации затрагивает все сферы жизни ребенка, то и при оценке адаптации необходимо использовать системный подход. При оценке эффективности адаптации необходимо учитывать: субъективные и объективные критерии измеряемого параметра, и возрастные и индивидуальные особенности респондентов.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе
В настоящее время появились различные учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и.т.д.), в организации работы которых реализуется внешняя дифференциация. В таких образовательных учреждениях создаются более благоприятные, чем в обычных школах условия для учета учебных возможностей шко ...

Акселерация и проблемы полового воспитания школьников. Задачи, содержание и возрастной подход
Акселерация — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. У педагог ...

Содержание и методика развития координационных способностей
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей В связи с этим одной из главных задач, которую мы решали на занятиях общей физической подготовки является, обеспечение разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота и то ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru