Таблица 2
На социальном уровне критериями эффективности адаптации являются:
№ |
Успешная адаптация |
Дезадаптация |
1 |
Высокая степень интеграции индивида со средой, включенность в деятельность группы |
Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) индивида со средой |
2 |
Высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность |
Низкий социальный и социометрический статус, низкий уровень эмоциональной экспансивности |
3 |
Самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения |
Зависимость, конформность |
4 |
Наличие глубоких личностных контактов, широкий круг общения |
Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный круг общения |
5 |
Умение обеспечить свои основные потребности |
Неумение обеспечить свои основные потребности |
6 |
Социальная активность |
Социальная пассивность, замкнутость |
7 |
Высокие работоспособность и успешность деятельности, профессиональный рост |
Низкие работоспособность и успешность деятельности (иногда — вплоть до дезорганизации), отсутствие профессионального роста |
8 |
Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность поведенческих паттернов |
Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадаптивных паттернов поведения (конфликтность, агрессивность, необоснованные лидерские устремления) |
9 |
Относительная стабильность эмоциональной сферы, адекватность аффективных реакций |
Быстрая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, неадекватность аффективных реакций, чаще - доминирование астенического и депрессивного эмоционального фона |
10 |
Соматическое благополучие |
Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д. |
Диагностика Включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование (социометрия, референтометрия, шкала приемлемости и т.д.). |
Не менее важный критерий при подборе диагностических методик это учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному и межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступившим в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики младших школьников, другим – только методики, рассчитанные на детей 5 - 6- летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она интеллектуально доступна для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.
На современном этапе развития существует множество подходов к проблеме диагностики. И поскольку процесс адаптации затрагивает все сферы жизни ребенка, то и при оценке адаптации необходимо использовать системный подход. При оценке эффективности адаптации необходимо учитывать: субъективные и объективные критерии измеряемого параметра, и возрастные и индивидуальные особенности респондентов.
Прочее о педагогике:
Идеи психологов дальнего и ближнего зарубежья
В разработку теории детских игр существенный вклад внесли такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В их трудах игра рассматривается, как специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению и содержанию, являющаяся продуктом исторического развития обще ...
Особенности развития личности в подростковом возрасте
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от д ...
Содержание и
методика обобщающего повторения на примере темы: «Четырехугольники»
Решением одной из важных задач общеобразовательной и профессиональной школы является усиление прикладной направленности обучения. В этой связи важно выработать у учащихся умение при решении конкретных вопросов ориентироваться на существенные свойства объектов и явлений. Большие возможности для форм ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.