Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Круг обязанностей преподавателей. Педагогическая и воспитательная деятельность

Круг обязанностей преподавателей. Педагогическая и воспитательная деятельность

Страница 1

Университетские уставы содержат детально прописанный перечень обязанностей учителя. От университета к университету и от факультета к факультету этот перечень варьировался, но обычно представленные в нем формулировки были достаточно четкими, что, в конце концов, и позволило сделать обучение полноценной профессиональной деятельностью. Так какими же были требования в работе наставника?

Первая обязанность регента состояла в том, что он должен «читать», т.е. читать свои магистерские лекции по текстам, определенным программами. Эти лекции читались утром и продолжались полтора-два часа. Регенты должны были читать ежедневно, на практике же, если отбросить воскресенья, церковные праздники, дни торжественных диспутов и экзаменов, летних каникул, число дней, предназначенных для преподавания, редко превышало 130–150. Некоторые магистры читали лекции во второй половине дня; специальные или факультативные «экстраординарные» лекции обычно читались экстраординарными регентами или бакалаврами. Обычно после полудня доктора устраивали диспуты, процедура которых предполагала выбор тем, руководство ходом обсуждения, подведение итогов с изложением своих собственных представлений по обсуждаемому вопросу.

Число диспутов было разным. Великий теолог Фома из Аквината в среднем за неделю проводил два диспута; на других факультетах, особенно на факультетах права, проходило не более одного диспута в неделю. Действующий порядок гарантировал условия, при которых рутинное преподавание не становилось слишком обременительным, так как бакалавры обязаны были посещать каждый диспут, жертвуя лекциями. Хотя в зависимости от числа преподавателей условия менялись, каждый магистр старался не участвовать в диспутах чаще, чем раз в месяц, семестр или даже год (в Болонье).Темы диспутов были различными. Там в 1203 году епископ Турнэ Стефан возмущался: «…в противоречии со священным каноном ведется публичный диспут о непостижимом божестве. Неделимая троица рассекается и служит предметом спора. Так что у нас столько ошибок, сколько докторов, столько скандальных диспутов, сколько классов, и каждая площадь становиться местом богохульства».

Для чтения лекций и проведения диспутов у преподавателя в его личной библиотеке должны были быть копии важнейших книг. Он должен был выделять определенное время на подготовку, даже если читал год за годом один и тот же курс, так как статуты запрещали, по крайней мере, теоретически, диктовать заранее написанный курс. Вероятнее всего, лучшие преподаватели после того, как они прочитали курс, имели возможность, составив конспект своих комментариев, передать их книготорговцам, которые обеспечивали их распространение среди студентов и копиистов.

Университетская жизнь помимо чисто педагогических обязанностей предполагала и целый ряд других актов. В их число входили, например, участие в религиозных торжествах, работе экзаменационных комиссий, ассамблей, советов университета и факультетов, заседаниях докторских коллегий и т.п. Преподаватели исполняли и множество университетских административных обязанностей: ректора, проктора, таксатора (вопросы квартплаты и цен в университетском городе), рецептора, декана; даже в студенческих университетах типа Болонского существовали должности приоров – служащих докторских коллегий. Срок занятия должности обычно был небольшим (максимум год), но назначение могло возобновляться; последнее в первую очередь затрагивало ординарных регентов. Так, ректор избирался магистрами и докторами университета. Продолжительность ректорства, определяемая светскими властями, составляла от 3 месяцев до 1 года. Ректоры всех средневековых университетов обязаны были иметь духовный сан. С одной стороны при помощи этого католическая церковь еще больше закрепляла за собой функции контроля за деятельностью университетских властей, с другой стороны это было крайне необходимо ввиду большого количества представителей духовенства в университете. Ректор-мирянин был бы не в состоянии осуществлять университетскую юрисдикцию над ними. Ректор, будучи магистром университета должен был соблюдать обет безбрачия. Именование ректора в средневековых университетах титулом «превосходство», «главный магистр студии» говорило о его значении в жизни университета. Ректор председательствовал в совете университета и на общем собрании магистров и лиценциатов, принимал присягу у будущих преподавателей, школяров университета. Ведению ректора подлежали все общежития университета, университетская казна, продажа и покупка книг для университета. В компетенцию ректора университета входила так же организация следствия, судебного разбирательства по делам уголовного и дисциплинарного характера. За осуществление своих функций ректор получал материальное вознаграждение. Так половина штрафов, взимаемых по решению университетского суда отходила ректору.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Правила записи приближённых чисел
Все числа в расчётной химической задаче обычно записывают либо в виде целого числа, либо в виде десятичной дроби и очень редко — в виде обыкновенной. Целое число десятичных знаков не имеет. А десятичная дробь имеет десятичные знаки, которыми являются все цифры, расположенные после запятой. Например ...

Формы и методы обучения информационному моделированию
Основными формами обучения компьютерному моделированию являются лекционные, лабораторные и зачетные занятия. Обычно работа по созданию и подготовке к изучению каждой новой модели занимает 3—4 урока. В ходе изложения материала ставятся задачи, которые в дальнейшем должны быть решены учащимися самост ...

Урок как основная форма обучения учащихся. Требования к уроку
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской шко ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru