Факультетское самоуправление выражалось в подчинении всей учебной жизни факультета своим факультетским статутам и выборному главе факультета. Функции декана касались в первую очередь учебной жизни факультета.
Декан выбирался дважды в год на артистическом факультете и единожды в году на медицинском. Выборы осуществляли магистры и доктора данных факультетов, и только из их числа мог избираться декан. Цель избрания декана и его задачи формулировались следующим образом: «для управления факультетом и его подданными, для наилучшего порядка во всем относящемся к факультету».
Декан на факультете был лицом, которое контролировало все сферы учебной и материальной деятельности факультета. Он наблюдал за соблюдением статутов факультета, председательствовал на всех торжественных актах и диспутах, на экзаменах с правом решающего голоса, принимал клятвы от добившихся той или иной степени, контролировал, исправлял и накладывал штраф в случае нарушения преподавателями факультета порядка проведения занятий или их содержания. Статуты медицинского факультета указывают на то, что с членов факультета взималось материальное вознаграждение в пользу декана.
Деканы и ректора обладали большим кругом особенных материальных привилегий.
Во время пребывания в должности университетские чиновники должны были находиться при университета неотлучно: вести бухгалтерию и архивы, решать тысячу и одну проблему повседневной жизни, представлять университет. Вместе с тем такие должности предоставляли их носителям власть и авторитет. В Париже ректор университета в случае официальных процессий шел сразу же за епископом. Наконец, «преподаватели часто выступали в роли представителей университета в составе делегаций (к королю или папе), были членами разных комиссий (например, при проверке подозрительной книги или посещении колледжа)».
Обязанности преподавателей не были едиными. У юристов и докторов медицины основным было чтение лекций; магистры искусств, имевшие дело с младшими учащимися, сочетали лекции с репетициями. Магистры особое значение придавали диспутам, а не лекциям, большую часть которых – а фактически все – они поручали читать бакалаврам, в частности sententiarii и biblici, задача которых состояла в том, чтобы, рассмотрев два базовых текста (Sentences Петра Ломбарда и Священное писание) дать студентам основные знания, необходимые для великих схоластических дебатов по «спорным вопросам». Что же касается административных обязанностей, то, вероятнее всего, в первую очередь исполнение этих функций возлагалось на старших по возрасту или же наиболее авторитетных преподавателей университета.
Сказанное не значит, что все преподаватели демонстрировали равную меру усердия в выполнении своих обязанностей. Добросовестность зависела от личных качеств и характера, и ошибкой было бы полагать, что даже в глазах своих современников все ординарные регенты выглядели образцами, достойными подражания. Непременное упоминание в университетских уставах и детальная проработка системы штрафов, особенно в Болонье, где обязанность ряда студентов состояла как раз в том, чтобы контролировать и выявлять неудовлетворительно работающих учителей, – лучшее свидетельство того, что часто преподаватели «читали» только часть программы, нередко надиктовывали материал или присуждали степени неподготовленным кандидатам, пропускали занятия или уезжали в поездки, а так как последнее запретить было невозможно, университеты старались длительность отлучек ограничить, например, одним месяцем в год.
В 1317 г. папа Иоанн XXII высказал свое беспокойство по поводу происходящего: ряд регентов права, которые должны бы читать лекции, участвуют в судах, заняты адвокатской практикой и вообще посторонней деятельностью. Пропуски занятий к концу средневековья нарастают, о чем свидетельствуют биографии многих преподавателей (но, возможно, что речь идет о наиболее известных именах, не отражавших реального положения дел). Служба у принца или в церкви, растущее число посещений Советов Констанции или Базеля месяцами, а иногда годами держали преподавателей вдали от своих кафедр, что не могло не нарушать ход учебы и открывало путь различным злоупотреблениям (сокращение курсов, превращение экзаменов в чистую формальность).
Прочее о педагогике:
Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей младшего
школьного возраста
В качестве основных динамических характеристик функция кровообращения, особенно при возрастных физиологических изменениях, следует выделить ударный и минутный объемы сердца. Работу сердца можно уподобить работе нагнетательного насоса, причем в аорте создается давление от 120 до 150 мм рт. ст., а в ...
Ребенок как человек
Все перечисленные видовые особенности присущи человеку с самого рождения. Каждый ребенок целостен, каждый связан с Космосом, земной природой и обществом. Он рождается биологическим организмом, индивидной индивидуальностью, членом общества, потенциальным носителем культуры, создателем межличностных ...
Итоги экспериментальной работы
В результате проведения опытно-экспериментальной, мы получили следующие результаты: Результаты работы контрольного этапа показаны в диаграммах 7 и 8. Диаграмма 7. Результаты работы контрольного этапа Диаграмма 8 Как видно из диаграммы 7 и 8, тревожность осталась, но существенно снизилась (до 10%); ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.