Хотя такого рода взгляды и не доминировали, церковь их не поощряла. С этой точки зрения доктора были призваны решать не только интеллектуальные, но и задачи морального плана. Наука оказывалась неразрывно, особенно тогда, когда речь шла об обучении, связанной с тем предназначением, которое ей предписывалось социальным миром; преподаватель нес чрезвычайную ответственность за такую ее ориентацию. «и любому, кто захочет достичь благ обретенной прекрасной и достойной должности, надлежит отличаться полной нравственной порядочностью, быть правдивым в речи. Справедливым в суждении, невозмутимым в лице, милосердным в чувстве «…». Пусть так же он будет добродетельным в образе жизни, поскольку ничто не является более опасным для ученика, нежели позорная жизнь магистра. Мы ведь очень часто видим, как из грязного сосуда выливают влитую, так как грязный сосуд портит воду».
Своей жизнью и этической позицией учитель не должен был давать оснований для упреков в этом плане; и этой стороне его жизни уделялось особое внимание, когда он проходил испытания на получение лицензии. Он должен был обладать всеми христианскими достоинствами, в первую очередь теми, которые были связаны с его положением (беспристрастность, доброжелательность к коллегам и ученикам, трудолюбие), и, наоборот, избегать тех грехов, которые непосредственно угрожали его статусу (жадность, небрежность, тщеславие). Серьезность поведения делала честь науке, которую он представлял. Однако не редки были случаи, когда преподавателями становились именно из корыстных и тщеславных мотивов. Уже в XIII веке Эберхард в своем трактате «Лабиринт» писал:
Много меж тем и невежд, учеными быть притязая,
К кафедре лезут твоей: все их посулы – ничто,
Мудрость их – имя без вещи, а плата им вещь, а не имя;
Имя у них на виду, суть их сокрыта внутри.
Преподаватель отдавал себе отчет в своей социальной ответственности. Доктринальные ошибки представляли особую опасность; в связи с этим преподаватель должен был, под угрозой отстранения от работы, представлять содержание обучения на суд и для корректировки со стороны старших и церкви. Теолог должен был иметь в виду, что он учит священников и проповедников, чья позиция может повлиять на верующих; юрист – исходить из того, что его мнение оказывает влияние на мнение общественное, т.е. детальная проработка права влияет на всю социальную и политическую жизнь. Учителя медицины несли еще большую ответственность, так как обладали средствами контроля над правовыми аспектами своей профессии и отвечали за всю сферу общественной гигиены.
Прочее о педагогике:
Особенности развития личности в подростковом возрасте
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от д ...
Способы оценивания уровня развития собственно силовых способностей у детей
младшего школьного возраста
Для оценки максимальной силы у детей младшего школьного возраста. Легче и проще всего произвести замер максимальной силы у детей данного возраста при помощи различных динамометров. Динамическую силу у детей младшего школьного возраста измерять не рекомендуется, так как чтобы измерить максимальную д ...
Пассивный и активный методы обучения
Метод обучения(от древнего греческого — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приёмом обучения или, как его еще называют, обучающим приёмом - кратковремен ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.