Хотя такого рода взгляды и не доминировали, церковь их не поощряла. С этой точки зрения доктора были призваны решать не только интеллектуальные, но и задачи морального плана. Наука оказывалась неразрывно, особенно тогда, когда речь шла об обучении, связанной с тем предназначением, которое ей предписывалось социальным миром; преподаватель нес чрезвычайную ответственность за такую ее ориентацию. «и любому, кто захочет достичь благ обретенной прекрасной и достойной должности, надлежит отличаться полной нравственной порядочностью, быть правдивым в речи. Справедливым в суждении, невозмутимым в лице, милосердным в чувстве «…». Пусть так же он будет добродетельным в образе жизни, поскольку ничто не является более опасным для ученика, нежели позорная жизнь магистра. Мы ведь очень часто видим, как из грязного сосуда выливают влитую, так как грязный сосуд портит воду».
Своей жизнью и этической позицией учитель не должен был давать оснований для упреков в этом плане; и этой стороне его жизни уделялось особое внимание, когда он проходил испытания на получение лицензии. Он должен был обладать всеми христианскими достоинствами, в первую очередь теми, которые были связаны с его положением (беспристрастность, доброжелательность к коллегам и ученикам, трудолюбие), и, наоборот, избегать тех грехов, которые непосредственно угрожали его статусу (жадность, небрежность, тщеславие). Серьезность поведения делала честь науке, которую он представлял. Однако не редки были случаи, когда преподавателями становились именно из корыстных и тщеславных мотивов. Уже в XIII веке Эберхард в своем трактате «Лабиринт» писал:
Много меж тем и невежд, учеными быть притязая,
К кафедре лезут твоей: все их посулы – ничто,
Мудрость их – имя без вещи, а плата им вещь, а не имя;
Имя у них на виду, суть их сокрыта внутри.
Преподаватель отдавал себе отчет в своей социальной ответственности. Доктринальные ошибки представляли особую опасность; в связи с этим преподаватель должен был, под угрозой отстранения от работы, представлять содержание обучения на суд и для корректировки со стороны старших и церкви. Теолог должен был иметь в виду, что он учит священников и проповедников, чья позиция может повлиять на верующих; юрист – исходить из того, что его мнение оказывает влияние на мнение общественное, т.е. детальная проработка права влияет на всю социальную и политическую жизнь. Учителя медицины несли еще большую ответственность, так как обладали средствами контроля над правовыми аспектами своей профессии и отвечали за всю сферу общественной гигиены.
Прочее о педагогике:
Примерная программа работы с детьми из неполных семей
Важнейшие проблемы сегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому школа, педагогический коллектив должны усилить оказание помощи семье в воспитании детей. Главными целями и задачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолог ...
План-конспект урока английского языка в 6 классе
Тема урока: London and its famous sights. Главная цель урока: обучение иноязычному общению. Основная задача: формирование лексико-грамматических навыков чтения и говорения по теме. Сопутствующие задачи: активизация лексических единиц и грамматических структур (безличные предложения), усвоенных ране ...
Трудности обучения лексики
Для повышения эффективности обучения лексике необходим дифференцированный подход к отбору словарного материала, его презентации и закреплению. Такой подход осуществляется на базе методической типологии (т.е. распределение языковых единиц по типам с точки зрения сложности их изучения), предусматрива ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.