Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Участие магистров в общественно – политической жизни

Участие магистров в общественно – политической жизни

Страница 1

Процесс укрепления университетов был частью эволюции, превращавшей большие университеты в политическую силу конца Средних веков. Они играли активную роль, выходя иной раз на первый план в борьбе между государствами; становились театром, на сцене которого разыгрывались жесточайшие кризисы, поскольку университетские «нации» вдохновлялись теперь национальным чувством, а сами университеты интегрировались в новые структуры национальных государств. Преподаватели университетов играли немалую роль и в общественной жизни. Особенно активными члены университетов становились в части утверждения своей социальной и политической ответственности в наиболее беспокойные периоды истории; в частности, в начале Великой схизмы они рассматривали себя в роли тех, кто может предложить приемлемые пути разрешения кризиса. Со временем они демонстрируют стремление играть важную роль в делах государства. Так, «магистрам Университета Праги принадлежала заметная роль в богемском восстании 1419 г. Аналогичным образом и магистры Парижа предложили королю сотрудничество для содействия «реформированию королевства» во времена правления Карла VI, что послужило достаточным основанием для канцлера Джона Герсона, чтобы в своей большой речи в 1405 г. продемонстрировать ценность университета, который четырьмя своими факультетами «представляет» всю целостность доступного человеку знания, как в теоретическом, так и практическом измерении, и, кроме того, практикой приема в свои ряды представителей любой другой страны и государства выступает в роли микрокосма всего общества, а, следовательно, является лучшим интерпретатором идеи общей пользы». Студенты и магистры проявили большую активность и во время Религиозных войн. Множество студентов и магистров приняли участие в восстании гугенотов 1562 г., хотя большая их часть была на стороне католических войск Блеза де Монлюк. С. Кассань-Брукэ отмечает, что хотя в университете, как и в самой Тулузе, большинство было на стороне католиков, быстрое распространение протестантизма среди студентов и магистров было закономерным. Они состояли в католическом городе социальную группу, открытую новым теориям. Очень часто религиозные конфликты накладывались на старые конфликты между студентами и горожанами, между «нациями», между отдельными колледжами, магистрами.

В XV в. в Чехии началось общественное движение социального характера, идеологией которого было реформация церкви. Вождем данного движения был профессор Пражского университета Ян Гус. Среди соратников Яна Гуса было много преподавателей Пражского университета. К ним принадлежал в частности Иероним Пражский, который проводил в жизнь идеологию реформации путем диспутов, организацией протестных действий сторонников реформации и некоторых других акций. Он сыграл важную роль данном движении и оказал существенное влияние на его исход.

«О какой пользе науки может идти речь, – задавался вопросом Герсон, – если она не связана с действием?… Каждый изучает что-то не только, чтобы знать, но и для того, чтобы демонстрировать и действовать». Возникает искушение на основе такой позиции определить преподавателей средневековых университетов как «интеллектуалов», и это было действительно так с учетом того, что, в отличие от интеллектуалов современных, средневековые схоласты никогда не позволяли себе вмешиваться в дела, которые подрывали бы установленный порядок или были бы просто критически ориентированы по отношению к нему. За редким исключением, они не были склонны к насилию, восстаниям или поддержке популярных ересей. Будучи носителями знания, считавшегося стабильным и совершенным, истинность которого была установлена раз и навсегда еще в момент творения, они просто желали выполнять свой долг в условиях всех смут своего времени, стремясь лишь устранять нарушения в этом идеальном порядке.

Таким образом, на переходе от XIII к XIV столетию появляется новая сфера интереса интеллектуалов – политика. Недовольные церковью, они критиковали светскую власть пап и становились на сторону императоров. Таков итальянец Марселий Падуанский (1275–1343) – ректор и преподаватель Падуанского университета, помогавший императору Людовику Баварскому в борьбе с папой Иоанном XXII; в 1327 г. Он был отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни. Таков Уильям Оккам (1300–1343) – преподаватель Оксфорда, не признавший «непогрешимости» папы и выступавший за независимость государства от церкви. Хотя между воззрениями этих двух мыслителей имелись важные различия, оба они находились подле императора Людовика Баварского в первой половине XIV в. и вели общую борьбу против папства с его притязаниями на светскую власть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Раскрытие взаимосвязи социального восприятия и характера педагогического взаимодействия
Современная ситуация глобально-кризисных проблем может быть разрешена путем актуализации высокого профессионализма и творческого мастерства в осуществлении самых разнообразных сфер деятельности. По мнению ученых, в этой ситуации особое значение приобретает изучение и анализ успешных и творческих фо ...

Понятия силовые способности. Формы проявления
По мнению авторов учебника «Теория и методика физической культуры», мышечная сила как характеристика физических возможностей человека – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Силовая подготовка (Платонов В.Н. 2000г) – это развитие ...

Информационные технологии в обучении
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru