Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Участие магистров в общественно – политической жизни

Участие магистров в общественно – политической жизни

Страница 3

В действительности, конечно, ни рыцари, ни короли, ни даже епископы, не торопились отдавать интеллектуалам свои привилегии и бразды правления. Но все же их реальный вес в средневековом обществе неуклонно повышался.

Конечно, реально такую роль могли играть только магистры больших университетов (типа Парижа, Оксфорда или Праги). Но даже в университетах, которые были основаны сравнительно недавно, или второстепенных, преподаватели отдавали себе отчет в своей социальной ответственности за такую интеллектуальную подготовку элит, которая обеспечивала бы нормальное функционирование гражданских и церковных учреждений.

В результате проведенного исследования становится понятно что, хотя в истории университетского образования ни один период не изучен лучше средневековья, все равно и здесь имеются многочисленные пробелы. Многочисленные архивные документы, рукописи и лекционные курсы университетских преподавателей все ещё остаются неопубликованными. Биографические сведения, касающиеся преподавательского состава, их социального и семейного положения, характер взаимоотношений между преподавателями, в значительной степени не известны. И, тем не менее, средние века дают свидетельство того, как в университетах зарождалась и одновременно возрождалась профессия учителя даже в те времена, когда вплоть до XV века многие курсы все чаще вели временные и случайные преподаватели.

Появление университетов в Европе в XII веке было закономерным процессом. Структура, организация, внутренняя культура этого нового образования повторяла очертания средневекового общества. Университет и его члены нераздельно были связаны с церковной властью, богословские факультеты становятся питомниками церковной науки. По своему устройству университет был сходен с городскими цехами. Степени: школяр, бакалавр, магистр повторяют деление в цехах на учеников, подмастерьев и мастеров. Преподаватели представляют ученую аристократию, наиболее выдающиеся члены которой были по своему положению наравне с благородными рыцарями. В университетах и их преподавателях усиливающаяся государственная власть зачастую видела свою опору. Надо отметить, что конституирование первых университетов проходило в борьбе со светской и церковной властью, в ходе которой университетские общины получили многочисленные привилегии: защиту от репрессалий, право на самоуправление, автономную юрисдикцию, на присвоение ученых степеней (на осуществление промоции), освобождения от налогообложения, различных повинностей и сборов и.т.д. Члены университетской корпорации так же были наделены иммунитетами, существенными для их положения в обществе. Это говорит о том значении, которое придавалось университетским магистрам, о заинтересованности в их труде светской и духовной власти.

Однако, несмотря на инкорпорацию преподавательских общин в структуры средневекового мира и внутригородскую жизнь, признание общественной значимости преподавательского труда, сам преподаватель был очень скован в своей профессиональной деятельности различного рода регламентами. Учебный процесс, методы и формы преподавания, содержание образования были строго оговорены в статутах. Внешний вид преподавателя, его поведение, взаимоотношения магистров со студентами также подвергались тщательной регламентации.

Нужно отметить тот факт, что преподавательский состав средневековых университетов не был однородным. В средневековые университеты стекался народ из разных стран, разного социального положения. Университеты, таким образом, на заре своего существования представляли собой объединения космополитические. Таким они оставались до XV–XVI вв. Но к XVI ситуация меняется. Действовавшие в большинстве образовательных центров правила замещения вакантных должностей, отдававшие предпочтения местным гражданам или обязывающие профессоров не принимать предложений от других университетов, вели к неуклонному сокращению числа преподавателей-иностранцев. Уже к концу XVI даже в «благополучных» (в точки зрения комплектования кадров) студиумах доля иностранной профессуры обычно не превышала 15 − 20% (исключения составляли лишь немногие университеты − Ингольштадт, Лейден, Падуя). Более того, в ряде высших школ (прежде всего, во Франции, Германии, Швейцарии) наметилась тенденция к «замыканию» докторских коллегий, Профессорские должности стали здесь почти наследственными: они передавались из рук в руки в узком кругу людей, связанных друг с другом узами родства (Тюбинген, Марбург, Гессен, Копенгаген и др.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Воспитание дошкольников средствами народных игр как педагогическая проблема
Народная игра – одна из тропинок, ведущих вглубь. Она тесно связана с историей человечества и находится в постоянном развитии и обновлении. Поэтому игра занимает такое важное место во всей деятельности человека. Народная игра формировалась как одно из средств функционирования общества: игра и игруш ...

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе
Исходя из научной проблемы, целей и задач исследования, мы определили экспериментальную базу и разработали программу констатирующего эксперимента. Составляя программу исследования, мы исходили из необходимости выявления особенностей взаимосвязи восприятия преподавателя студентами и показателей прод ...

Причины и механизмы заикания
До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др.Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского, не может быть на современном этапе ни д ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru