Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Участие магистров в общественно – политической жизни

Участие магистров в общественно – политической жизни

Страница 4

Что касается социального происхождения, преподавательская среда была по своему происхождению относительно гомогенной. Профессора редко являлись выходцами из высших слоев общества. Чаще всего это были сыновья интеллектуалов, священнослужителей (в протестантских землях), бюргеров (особенно в Нидерландах и во Франции) или мелких землевладельцев (Англия, Польша). Представителей дворянства среди них было немного: профессорство еще не воспринималось в полной мере как путь карьеры, выходцы из привилегированных слоев предпочитали более престижную и доходную гражданскую или церковную. Стоит отметить, что происхождение не играло особой роли в университете. Единственным мерилом отношений внутри средневекового вуза была ученая степень. Получение степени было возможным, если претендент на нее выполнил учебный план. Однако степени магистра достигали далеко не все студенты. Причины этому были различны: продолжительность обучения, стоимость публичного экзамена и.т.д.

Средневековые преподаватели различались не только по ученым степеням (бакалавр, магистр, доктор), но и по характеру выполняемой ими учебной нагрузки. Так выделяют 3 основных типа учителей: ординарные и экстраординарные преподаватели, а так же тьюторы. Первые читали основной материал, вторые – дополнительный. Тьютор был своего рода наставником. Безусловно, наиболее престижно было относиться к первому типу учителей. Кроме того, университетский преподаватель выполнял и административную университетскую работу – ректора, декана. Данные должности были выборными и, в принципе, любой мог их достичь. Однако, предпочтение отдавалось преподавателям богословских факультетов. В эпоху Возрождения ослабевала связь преподавательского корпуса с клерикальной средой: мирян стали допускать сначала на медицинские, а затем на юридические и артистические факультеты. Постепенно изживался обычай безбрачия профессуры (дольше он удерживался среди ректоров). Одним из важных факторов, способствующих упрочению статуса преподавателей и стабилизации их положения, стало появление в университетах (с XIV в. в Италии, а затем и в других странах Европы) оплачиваемых кафедр. Однако сам порядок замещения вакантных должностей оставался неурегулированным. Назначение подавателей могло осуществляться факультетом, университетом, властями (городскими магистратами, территориальной администрацией, церковным аппаратом, короной) или в смешанных формах.

Выделение преподавательской деятельности в разряд профессиональной начинается тогда, когда признается право преподавателя получать плату за свой труд. Церковь требовала бесплатного обучения, так как знание – Божий дар. Однако нарастающие влияние в обществе умонастроений горожан обуславливало в это время пересмотр многих взглядов, в первую очередь на труд и виды трудовой деятельности. Решающими критериями в суждениях по этим вопросам все чаще становились соображения общественной пользы и новый взгляд на труд как заслугу и достоинство. Признавалось справедливым вознаграждение за любую работу, вид трудовой деятельности становился основой для общественного разделения труда. Таким образом, уже к XIII в. в отдельную группу выделяется труд умственный, интеллектуальный.

Средневековых преподавателей можно отнести к интеллектуальной элите тех времен. В том числе и из их среды к XVI в. образуется прослойка интеллигенции.

Средневековым магистрам было свойственно представление о том, что знание есть путь к благородству. Благородство знания они противопоставляют благородству крови. Несмотря на это, носители университетской культуры смело награждали своих представителей рыцарскими эпитетами – «смелый, куртуазный, доблестный». К XIII в. намечается тенденция к аристократизации преподавательского корпуса. Это выражалось не только в вышеуказанных эпитетах, но и во внешнем виде (доктора и магистры носят длинную мантию, капюшон, подбитый беличьим мехом, нередко воротник из горностая и в придачу длинные перчатки, которые в Средние века считались символом социального ранга и могущества). Подражая нобилитету, магистры превращают артефакты своей деятельности в атрибуты властвования. Преподавательская одежда становится средством социальной репрезентации. Преподавательская кафедра все чаще и чаще украшается навесом, подчеркивая знатность её обладателя; она становится знаком их обособленности, высоты, величия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Разработка и реализация программы уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах средней школы
В последние годы наблюдается падение интереса школьников к урокам физической культуры и как следствие этого, низкая посещаемость занятий. Излишняя регламентация существующих программ и поурочных планов почти не позволяет учитывать разнообразие возможностей различных регионов России и специфику само ...

Развитие и виды воображения
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предме ...

Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. Исследуя литературу по организации внеклассной работы разных автор ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru