Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых является классификация детских игр и методика руководства ими.
Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:
1. Сюжетно – ролевые творческие игры
2. Игры с правилами
Мы подробнее остановимся на играх с правилами. Эта группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, четкие игровые правила.
В них заранее установлена определенная последовательность действий. В каждой игре перед детьми ставиться задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли.
Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение.
Игры с правилами в свою очередь делятся на 2 вида: дидактические и подвижные.
В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля, во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка.
Наше внимание привлекают словесные дидактические игры и сюжетные и безсюжетные подвижные игры.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики, – они являются неотъемлемой частью интернационального воспитания ребенка.
У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Балапандар», «Кот и мыши» и др.)
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины; диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной, умственной деятельности.
В играх не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитие его мышления и самостоятельности действий.
Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка – выручалочка», «Белый тополь – зеленый тополь» и т.д.)
Большое воспитательное значение заложено в правилах. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Например. в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить.». Игра требует ловкости и умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности, действий взаимопомощи (один за всех, и все – за одного – цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).
Существуют и общие правила для всех игр:
- Не допускайте грубости по отношению к сопернику – ни в словах, ни в поступках;
- Выбирайте соперника, примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой, да и неинтересной
- Не нарушайте правила игры, не допускайте обмана – ведь победа должна быть честной;
- Проявляйте благородство, не смейтесь над проигравшим – он еще обязательно победит
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения часто сопровождается неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Прочее о педагогике:
Особенности технологии изделий из папье-маше
В настоящее время существует несколько техник изготовления изделий из папье-маше. Первый - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто использу ...
Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации
На школьном старте у школьников могут возникнуть трудности с обучением, состоянием здоровья и налаживанием контактов с учителями или одноклассниками. Задача психолога – выявить учащихся, имеющих длительный период адаптации и тех, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительным ...
Особенности восприятия в образовательном процессе
Ситуация, в которой разворачивается процесс взаимодействия, во многом определяет и параметры оценочного суждения о другом, и успешность такого взаимодействия. В этой связи, образовательный процесс, отличающийся спецификой решаемых задач и его субъектов, во многом зависит от особенностей восприятия ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.