Образование сегодня » Приближенные вычисления в расчетных химических задачах » Правила множественных вычислений

Правила множественных вычислений

Страница 1

Формулируя правила множественных вычислений, мы исходим из того, что точность ответа не может быть выше точности данных, указанных в условии. Это означает, что в полученном числе должно быть столько верных цифр, сколько их в наименее точном исходном числе.

Если в процессе решения задачи определены все числа, то предварительно, перед выполнением действий, числа можно округлить, руководствуясь следующим правилом.

• Чтобы получить ответ с и верными цифрами в наименее точном числе, необходимо все остальные числовые значения задать с п + 2 верными цифрами. Результаты промежуточных вычислений также должны иметь п + 2 верных цифр.

Если необходимо или возможно объединить несколько арифметических действий в одно, применяется следующее правило.

• Вычисления следует производить последовательно, так как правила вычислений приближённых чисел различны для разных арифметических действий. Можно объединить несколько последовательных действий в одно выражение, если они представляют сложение нескольких чисел, умножение и деление нескольких чисел. В задаче 1 мы столкнулись с необходимостью произвести умножение и вычитание. В соответствии с правилами эти действия следует выполнять последовательно.

Рассмотрим оба способа, чтобы сравнить ответы.

Способ 1. Масса смеси 26,3 г — три значащие цифры, массовая доля примесей 0,026, — две значащие цифры. Согласно правилам умножения оба числа остаются без изменения, умножаем, в ответе оставляем две значащие цифры:

После округления:

Способ 2

w(NaHC03) = 1,000 - 0,026 = 0,974. (Так как 1 — точное число.)

Числа 26,3 и 0,974 имеют одинаковое число значащих цифр, мы их не округляем и находим произведение:

Ответы совпали, но в другом примере они могут и не совпасть.

Теперь определим молярные массы гидрокарбоната натрия и хлороводорода. Их можно найти в справочнике: iW(NaHC03) = = 84,01 г/моль, Jlf(HCl) = 36,46 г/моль. Но традиционно вычисляют суммы молярных масс атомов элементов, составляющих формульную единицу вещества, округляя их до целых, за исключением хлора, относительную атомную массу которого округляют до 35,5 (безо всяких на то оснований). Следует иметь в виду, что при вычислении молярной массы вещества округлять её значение необходимо в соответствии с правилами округления, а именно до наименее точного числа, а не до целых, как обычно.

Так как в числе 1,0079 на один десятичный знак больше, чем в менее точном числе 35,453, то ни одно число не округляют.

По правилам в одном выражении нельзя складывать и умножать, поэтому сначала найдём молярную массу кислорода в питьевой соде как произведение, а потом молярную массу питьевой соды как сумму:

Поскольку наименее точное число 12,011, округлим все остальные числа до четырёх десятичных знаков: 22,9898; 1,0079 и 47,9982. Сумму четырёх слагаемых округлим до трёх десятичных знаков:

Теперь рассчитаем массу хлороводорода, реагирующего с заданной массой питьевой соды. Такие задачи решают, как правило, составлением пропорции:

Это выражение включает умножение и деление, вычислять в два действия не требуется.

Сначала подставим молярные массы, взятые из справочника:

Так как наиболее точное число имеет всего на одну значащую и верную цифру больше, чем наименее точное, то все числа остаются без округления. Считаем на двенадцатиразрядном калькуляторе. После округления полученного числа до числа значащих цифр в наименее точном сомножителе (три) получаем окончательный ответ:

Вычислим массу хлороводорода, используя рассчитанные молярные массы:

При вычислении массы традиционным способом наименее точное число имеет две значащие цифры:

• Мы считаем, что молярные массы веществ лучше брать из справочника. При вычислении необходимо оставлять максимальное число верных десятичных знаков.

Далее определим массу соляной кислоты.

Массовая доля хлороводорода в задаче 1 задана в процентах. Но массовую долю вещества в растворе можно выразить в разных относительных единицах, допускаемых СИ (международной системой единиц) и имеющих соответствующие обозначения: процентах — %, промилле — %о (миллионных долей — млн'1). Только относительная единица — доля единицы (0,1, 0,125, 1/2 и т. д.) не имеет обозначения. При записи это приводит к путанице.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Средства воспитания координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физ ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе
Тема урока: London and its famous sights. Главная цель урока: обучение иноязычному общению. Основная задача: формирование лексико-грамматических навыков чтения и говорения по теме. Сопутствующие задачи: активизация лексических единиц и грамматических структур (безличные предложения), усвоенных ране ...

Методы организации деятельности
Воспитание должно формировать требуемый тип поведе­ния. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки ха­рактеризуют воспитанность личности. В этой связи организа­ция деятельности и формирование опыта общественного пове­дения рассматриваются как сердцевина воспитательного про­цесса. Все методы ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru