Образование сегодня » Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере произведений детской литературы » Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Страница 1

Как нами было отмечено выше, восприятие времени – один из самых сложных видов восприятий в силу его специфических особенностей – текучесть, необратимость, отсутствие наглядности. Время не имеет наглядной основы и воспринимается дошкольниками опосредованно на основе совершаемой или практической деятельности. Время слито с жизненными событиями, течет в одном направлении, его нельзя вернуть.

Один и тот же временной промежуток воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности, выполняемой ребенком, его состояния на данный момент: например, если он ждет привлекательного события, то кажется, что время идет медленно. Поэтому дети долго не понимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного возраста не воспринимают очень длительные временные периоды, им недоступно понимание таких категорий, как год, век, столетие, эпоха и т.п.

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Поэтому, перед педагогом стоит задача показать ребёнку что такое время, как его определять, а также, научить его ориентироваться во времени, т.к. эти знания пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Формирование временных представлений у детей начинается позднее и имеет свою специфику. Освоение времени начинается через практическую деятельность детей. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность различных видов деятельности. В ходе деятельности на ребенка воздействует сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения играют второстепенную роль. Поэтому в ходе специального обучения нужно организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующие те или иные промежутки времени и их взаимосвязь, то есть время должно быть предметом специального внимания детей. В ходе такой деятельности создаются условия для формирования более четких представлений о времени.

Легче дается детям ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению специальной терминологии. Ее формирование тесно связано с усвоением тех обозначений и измерений мер времени, которые существуют у человека (времена года, время суток, месяц, год, неделя, час, минута). Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. В дошкольном учреждении основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности.

Если не проводить специальную работу по формированию временных представлений, то это приведет к тому, что получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях остаются на поверхности детского сознания, не раскрывают временных отношений. Так, многие дети 6-7 лет не могут назвать последовательность дней недели, не соотносят месяцы с сезонами года и датами знакомых им праздников, не знают причинной зависимости времен года.

Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуется, становится более систематичным, осознанным, развивается чувство времени.

При переходе в школу из дошкольного учреждения дети должны уметь различать и называть части суток, знать их последовательность, последовательно называть дни недели, называть, какой день был вчера, какой будет завтра. Дети должны знать название текущего месяца и их последовательность. Это необходимо учитывать и педагогу групп раннего развития детей дошкольного возраста.

Формируются временные представления дошкольников в 5 этапов [см. приложение №3].

Первый этап - знакомство с названиями частей суток.

В качестве наглядного материала используются картинки с действиями людей и животных в разное время суток [см. приложение №4]. Начинаем знакомство с детьми 3 – 4 лет, названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро – вечер, день – ночь.

Рассмотрим пример фрагмента занятия по ознакомлению детей с названиями частей суток.

Наглядный материал: игрушка – мишка, картинки с изображением медведя в разное время суток (его действия и явления природы).

Ход занятия:

Педагог рассказывает сказку про мишку:

- Мишка принес свои фотографии и хочет, чтобы мы догадались, когда он сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:

«Мишка проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока мишка гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Мишка проголодался и пообедал малиной. Далеко от дома забрел мишка, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Мишка пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел мишка телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш мишка и лег спать».

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Развитие личности, движущие силы развития личности
Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты меж ...

Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической культурой
Организация работы в области физического воспитания учащихся базируется в настоящее время, в основном, на использовании спортивно-диагностических нормативов и почти не учитывает мотивы и потребности молодежи в регулярных занятиях тем или иным видом двигательной активности. Преобразование в физическ ...

Анализ опыта применения способов введения и закрепления лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку
Рассмотрим введение и закрепление новой лексике на примере прохождения темы “Shopping” по УМК New Opportunities Russian Edition Elementary седьмым «А» классом гимназии №117. При семантизации новых лексических единиц использовались дефиниции, например: window shopping is when you go to a shop and bu ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru