Образование сегодня » Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере произведений детской литературы

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере произведений детской литературы

В настоящее время происходит переосмысление целей, роли и места дополнительного воспитания детей во всей системе отечественного образования и воспитания. Вопросам дошкольного образования детей, а именно раннему их развитию уделяется всё больше и больше внимания. Об этом свидетельствует появление таких наук, как теория и методика математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, методика развития детской речи, методика экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, музыкально-эстетическое развитие и другие.

Одним из вопросов изучения методики математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них временных представлений.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека, ни одна деятельность не проходит без восприятия времени, окружающий нас мир существует во времени.

Величина время достаточно относительна и ее трудно воспринимать детям дошкольного и младшего школьного возраста из-за отсутствия соответствующей наглядности. Среди ведущих методистов, занимавшихся изучением данной проблемы, можно выделить таких, как Н.И. Красногорский, который подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени»; Ю.Д. Фаусек, которая рекомендовала проводить «уроки тишины»; Т.Д. Рихтерман, предложившая систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придававшая большое значение выработке «установки на время» (не опоздать на занятие, уложиться в отведенное время), чтобы дисциплинировать детей, писала, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени; С.Л.Рубинштейн, который считал, что на оценку времени детьми влияют три фактора – содержание деятельности, интерес к деятельности и возраст ребенка.

Также, исследованием данного вопроса занимались В.В. Данилова, Л.С. Метлина, Н.И. Фрейлах, Е.И. Щербакова и др. Проблема формирования временных представлений детей дошкольного возраста решается не только методистами современности, но и поэтами, авторами сказок, рассказов для детей дошкольного возраста и т.п. Например, Е. Шварцем в «Сказке о потерянном времени», С.Я. Маршаком в сказке «Двенадцать месяцев» и другими.

Целью нашего исследования является раскрытие возможностей использования детской литературы в формировании временных представлений детей дошкольного возраста, разработка занятий по формированию временных представлений дошкольников с использованием различных жанров детской литературы.

Объект исследования: процесс овладения детьми дошкольного возраста временными представлениями.

Предмет исследования: использование детской литературы при формировании временных представлений дошкольников.

Поставленную цель можно реализовать через решение следующих задач:

1. Раскрыть понятия времени и его свойств на основе анализа математической, педагогической и методической литературы.

2. Описать особенности восприятия представлений о времени детьми дошкольного возраста и на этой основе выделить направления работы педагога групп раннего развития детей дошкольного возраста.

3. Определить понятия детской литературы и её место в формировании временных представлений детей дошкольного возраста и рассмотреть возможность использования различных жанров детской литературы на занятиях по формированию временных представлений.

4. Описать основные этапы и методику работы по формированию временных представлений дошкольников.

5. Провести анкетирование воспитателей дошкольного образовательного учреждения с целью изучения опыта использования ими детской литературы при формировании временных представлений дошкольников, а также опросить детей дошкольного возраста и их родителей с целью изучения интересов дошкольников, место математики в дополнительных занятиях, какая литература при этом используется, помогает ли она в изучении материала; обработать результаты исследования.

Методы исследования: теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по названной проблеме, изучение опыта воспитателей детских садов, педагогов групп раннего развития по рассмотрению данного вопроса и т.п.; эмпирические – разработка и проведение анкетирования, интервьюирования и т.д.; статистические – обработка и описание результатов проведенного исследования.

Прочее о педагогике:

Принципы проектирования информационной технологии обучения
Информационная технология обучения предполагает достижение заданных целей обучения, активное включение учащихся в сознательное освоение содержания образования, обеспечивает мотивационное, творческое овладение основными способами учебно-познавательной деятельности, способствует формированию личности ...

Средства воспитания координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физ ...

Методы контроля эффективности педагогического процесса
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Это может касаться изменения с ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru