Информационная технология обучения предполагает достижение заданных целей обучения, активное включение учащихся в сознательное освоение содержания образования, обеспечивает мотивационное, творческое овладение основными способами учебно-познавательной деятельности, способствует формированию личности школьника. В соответствии с этим её проектирование должно подчиняться законам создания комплекса учебно-методического обеспечения дидактического процесса, при построении которого в наибольшей степени должны быть учтены различия в начальной подготовке обучаемых, варьироваться наглядность, полнота и конкретность подачи материала, обеспечиваться системность и вариативность представления информации, предусматриваться возможность проработки материала в свойственном каждому обучаемому темпе, упражнения в решении задач до получения запланированного результата, что обеспечит адекватность ИТО процессу овладения знаниями.
Исходя из сказанного, проектирование ИТО должно быть организовано в соответствии со следующими принципами:
− принцип целостности, согласно которому она должна в интегрированном виде представлять систему целей, методов, средств, форм, условий обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной дидактической системы;
− принцип нелинейности педагогических структур, который устанавливает приоритет факторов, оказывающих непосредственное воздействие на механизмы самоорганизации и саморегулирования соответствующих педагогических систем;
− принцип адаптации процесса обучения к личности обучаемого, заключающийся в том, что учебный процесс должен обладать свойством разделения на подпроцессы, каждый из которых имеет специфические, только ему присущие особенности, отвечающие познавательным потребностям конкретного обучаемого;
− принцип потенциальной избыточности информации, требующий разработки такой технологии процесса передачи обучаемым информации, которая создаёт для них оптимальные условия для обобщённого усвоения представляемых знаний.
В соответствии с этим, стержнем проектирования ИТО является постановка и реализация в учебном процессе дидактической задачи, сформулированной в контексте будущей профессиональной деятельности. Её определение включает следующие последовательные этапы:
− задание цели изучения конкретной учебной дисциплины;
− отбор и структурирование содержания обучения, адекватного заданной цели;
− задание уровней усвоения учебных тем изучаемой дисциплины;
− выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения;
− разработка тестов и заданий для контроля за усвоением содержания учебной дисциплины;
− разработка структуры проведения и планирования учебных занятий;
− определение совокупности способов и приёмов организации познавательной деятельности обучаемых, построение схемы её управления.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
− как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
− как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
− как монотехнология (когда все обучение, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Прочее о педагогике:
Органическое поражение ЦНС: понятие и причины
Диагноз органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) у детей – весьма частое явление в педиатрической практике. Органическое поражение ЦНС представляет собой широкое понятие, устоявшегося определения которого не существует. Оно является следствием пре – и перинатальной патологии за иск ...
Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащихся 1 класса
После проведения серии коррекционно - развивающих занятий, был сделан второй контрольный срез, с целью выявления динамики развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР, который по своей структуре был аналогичен первому контрольному срезу. После чего был проведен сравнительно ...
Анализ подходов к обучению информационному моделированию в школьном курсе информатики
Место, которое занимает тема информационного моделирование, в различных учебниках существенно различается. В целом, в процессе развития школьной информатики следует отметить увеличение веса данной линии в общем содержании курса. В первом школьном учебнике информатики затрагивается только тема матем ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.