Образование сегодня » Информационные технологии в начальной школе » Принципы проектирования информационной технологии обучения

Принципы проектирования информационной технологии обучения

Информационная технология обучения предполагает достижение заданных целей обучения, активное включение учащихся в сознательное освоение содержания образования, обеспечивает мотивационное, творческое овладение основными способами учебно-познавательной деятельности, способствует формированию личности школьника. В соответствии с этим её проектирование должно подчиняться законам создания комплекса учебно-методического обеспечения дидактического процесса, при построении которого в наибольшей степени должны быть учтены различия в начальной подготовке обучаемых, варьироваться наглядность, полнота и конкретность подачи материала, обеспечиваться системность и вариативность представления информации, предусматриваться возможность проработки материала в свойственном каждому обучаемому темпе, упражнения в решении задач до получения запланированного результата, что обеспечит адекватность ИТО процессу овладения знаниями.

Исходя из сказанного, проектирование ИТО должно быть организовано в соответствии со следующими принципами:

− принцип целостности, согласно которому она должна в интегрированном виде представлять систему целей, методов, средств, форм, условий обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной дидактической системы;

− принцип нелинейности педагогических структур, который устанавливает приоритет факторов, оказывающих непосредственное воздействие на механизмы самоорганизации и саморегулирования соответствующих педагогических систем;

− принцип адаптации процесса обучения к личности обучаемого, заключающийся в том, что учебный процесс должен обладать свойством разделения на подпроцессы, каждый из которых имеет специфические, только ему присущие особенности, отвечающие познавательным потребностям конкретного обучаемого;

− принцип потенциальной избыточности информации, требующий разработки такой технологии процесса передачи обучаемым информации, которая создаёт для них оптимальные условия для обобщённого усвоения представляемых знаний.

В соответствии с этим, стержнем проектирования ИТО является постановка и реализация в учебном процессе дидактической задачи, сформулированной в контексте будущей профессиональной деятельности. Её определение включает следующие последовательные этапы:

− задание цели изучения конкретной учебной дисциплины;

− отбор и структурирование содержания обучения, адекватного заданной цели;

− задание уровней усвоения учебных тем изучаемой дисциплины;

− выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения;

− разработка тестов и заданий для контроля за усвоением содержания учебной дисциплины;

− разработка структуры проведения и планирования учебных занятий;

− определение совокупности способов и приёмов организации познавательной деятельности обучаемых, построение схемы её управления.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

− как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);

− как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;

− как монотехнология (когда все обучение, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Прочее о педагогике:

Индивидуально - возрастные особенности учащихся в старших классах
Обучение должно непременно учитывать возрастные (в особенности, психологические) особенности учащихся. 14-16 лет — переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены в ...

Анализ подходов к обучению информационному моделированию в школьном курсе информатики
Место, которое занимает тема информационного моделирование, в различных учебниках существенно различается. В целом, в процессе развития школьной информатики следует отметить увеличение веса данной линии в общем содержании курса. В первом школьном учебнике информатики затрагивается только тема матем ...

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим. Как указывают А.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С. ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru