Образование сегодня » Педагогика и тенденции развития образования » Методы контроля эффективности педагогического процесса

Методы контроля эффективности педагогического процесса

Страница 1

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы работы.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов.

Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.

Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. В связи с тем, что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие факты, так и конкретные, касающиеся отдельных воспитанников.

Контроль в процессе обучения как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции. Образовательно-развивающая функция проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответ товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент.

Обучающая функция проверки состоит в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного материала.

Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в повышении их дисциплинированности и в выработке воли.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

I) индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

2) систематичность, регулярность проведения контроля на . всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

3) разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитательной функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

4) всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; 5) объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении его к некоторым из них; ' 6) дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта учителя;

7) единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе. Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Выделяют следующие классификации контроля эффективности педагогического процесса:

1) по масштабу целей обучения (стратегический, тактический, оперативный);

2) по этапам обучения (начальный, или отборочный; учебный, или промежуточный; итоговый, или заключительный);

3) по временной направленности (ретроспективный, опережающий, текущий);

4) по частоте (разовый, периодический, систематический);

5) по ширине контролируемой области (локальный, выборочный, сплошной);

6) по организационным формам обучения (индивидуальный, групповой, фронтальный);

7) по формам социальной опосредованности (внешний или социальный, смешанный, или взаимоконтроль, внутренний, или самоконтроль);

8) по видам учебных занятий (для высшей школы: на лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах, на зачетах, коллоквиумах и экзаменах); 9) по способам осуществления контроля (письменный, устный, стандартизированный, нестандартизированный, машинный и др.).

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Начальное и среднее образование
В рамках школьной программы учащиеся изучают как обязательные предметы (географию, историю, испанский язык, математику, искусство, музыку, естественные науки, так и предметы по выбору и основы профессиональной подготовки в какой-нибудь области). По завершении обязательного среднего образования (при ...

Методы контроля эффективности педагогического процесса
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Это может касаться изменения с ...

Развитие речи учащихся через словарную работу - одна из ведущих задач деятельности учителя русского языка
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами: 1. Исключительно важной ролью слова в языке. 2. Потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красиве ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru