3) интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
4) распределенные базы данных по отраслям знаний;
5) средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, обмена данными ит. д.;
6) электронные библиотеки.
Одно из основных требований, без которого невозможно правильное использование ТСО в учебном процессе, — это знание преподавателем их психолого-педагогических возможностей. Педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных — на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации до 65%. ТСО могут применяться в различных формах организации учебного процесса: на лекционных, практических и лабораторных занятиях. Традиционно они чаще используются в двух последних формах.
Исследования, в которых изучалась эффективность применения ТСО на лекциях, позволили установить ориентировочные нормативы в дозировке информации, передаваемой с помощью ТСО. В этих исследованиях было обнаружено, что применение таких средств на лекциях дает положительный эффект в случае, если оно в среднем не превышает 30—40% общего лекционного времени. Видеоряд не должен составлять более 20% от общего времени лекции. Превышение этого предела превращает лекцию в кинопоказ, вызывает неудовлетворенность у студентов чрезмерной насыщенностью видеопроекций, снижает полноценность решения учебных задач.
Приведем основные области использования в образовании информационно-компьютерных технологий:
1) управление образованием (вычислительная и оргтехника для образовательных учреждений, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в учебных заведениях, средства связи, мониторинг образования и т. п.);
2) информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка специалистов в области информационно-компьютерных технологий по разработке и эксплуатации компьютерной техники, программному обеспечению; подготовка пользователей, в том числе обучение компьютерной грамотности преподавателей и учащихся);
3) компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания. Данное направление можно считать наиболее важным и наиболее интенсивно развивающимся.
В настоящее время проблема целесообразности применения компьютерной техники в обучении требует изучения возрастных, индивидуальных и социально-психологических аспектов. В ближайшее время предстоит ответить на следующие вопросы: какие технические устройства, какие типы компьютеров целесообразно использовать в разные периоды онтогенеза и в определенных формах обучения.
Можно назвать главные плюсы компьютеризации: 1. Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность и для преподавателей и для учащихся (студентов) осуществлять оперативный доступ к различной информации, ее накопление, тиражирование.
2. Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.
3. С внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних, то сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении людей, доступ которых к образованию ограничен (например, инвалидов).
4. Повышаются возможности индивидуализации обучения — за счет подбора темпа предъявления заданий, по педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.
Технология обучения — это способ реализации заданного содержания обучения с помощью упорядоченной и целесообразной совокупности методов, средств, форм обучения, способных к тиражированию, т. е. к воспроизведению в условиях типовых образовательных учреждений при необходимом и достаточном минимуме материальных средств и людских ресурсов.
Приведем наиболее существенные признаки таких технологий:
1) технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
2) технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
3) технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
Прочее о педагогике:
Педагогические взгляды А.И. Герцена
В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и ...
Причины и механизмы заикания
До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др.Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского, не может быть на современном этапе ни д ...
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Способствовать совместным играм детей и родителей в домашних условиях. Предшествующая работа. Ежедневные режимные моменты в детском саду, дидактические игры с куклой, проведение ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.