4) элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
5) органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
В настоящее время традиционная (очная) форма обучения и различные образовательные технологии, находящиеся в системе традиционной формы обучения, постепенно вытесняется другими формами обучения, в частности дистанционными технологиями обучения.
Дистанционные технологии обучения — это образовательные технологии, базирующиеся преимущественно на новейших информационных и телекоммуникационных средствах, обеспечивающих возможность оперативной и непрерывной модернизации содержания учебных дисциплин, а также отвечающих потребностям конкретного обучающегося.
Дистанционные технологии, по сравнению с традиционными технологиями обучения, обладают рядом значимых новых свойств: использование преимущественно современных технических средств в процессе обучения; гибкость технологий; возможность оперативной и непрерывной модернизации содержания учебных дисциплин; адаптивность дистанционных технологий: они приспособляемы к личности обучаемого (к познавательным, потребностям и финансовым возможностям).
Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечествен ным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.
Для дистанционного обучения используются следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые технологии. Рассмотрим их особенности.
При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. К данной группе может быть отнесена традиционная технология заочного обучения. Заочное обучение — по почте — существует более 100 лет. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом.
TV-технология основана на использовании записанных на те или иные носители или транслируемых по радио и телевидению лекций.
К сетевым технологиям относится Интернет-технология и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. Интернет-технология «Всемирная паутина» используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Данная технология имеет ряд существенных преимуществ перед другими. Она позволяет проходить обучение по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт как с преподавателем, так и с другими студентами и администрацией учебного центра. Средствами общения являются: электронная почта e-mail (особенно рассылки), доски объявлений, виртуальные конференции, видео- и аудиотрансляции, виртуальные семинары и обсуждения.
Базовые механизмы, за счет которых можно организовать эффективные средства общения, условно разделяют на асинхронные и синхронные, которые получили название offline и
online соответственно.
Асинхронные средства не требуют у обменивающихся сторон постоянного соединения. К таким средствам можно отнести: е-mail и построенные на основе e-mail автоматические рассылки (так называемые mail-lists), доски объявлений типа Bulletin Board System (BBS), offline-конференции типа «эхо» FidoNet и т. п.
Синхронные средства предполагают одновременные согласованные действия сторон -— один говорит, другой слушает в то же самое время.
Все рассматриваемые online-средства предполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются так или иначе на сервисах, существующих в сети Интернет. Наиболее распространенными являются online-конференции, позволяющие поддерживать множество различных форм общения в процессе дистанционного обучения: семинары, обсуждения, есть опыт проведения даже полноценных научных конференций. Также широко распространенным средством являются так называемые чаты, chat-rooms. Среди пользователей Интернета нельзя не отметить такие распространенные средства общения, как ICQ и NetMeeting, позволяющие вести общение между двумя абонентами и даже устраивать псевдо-«конференц-связь».
К новым, еще не до конца апробированным, но многообещающим средствам можно отнести становящиеся все более популярными Интернет-трансляции видео- и аудиоматериалов и
Прочее о педагогике:
Нахождение решений алгебраических и трансцендентных уравнений
Приближенное нахождение значений иррациональных чисел, нахождение решения алгебраических и трансцендентных уравнений – это задача теории чисел. При решении этой задачи необходимо оценивать точность приближения, в результате развивается аппарат, связанный с погрешностью. Умение оперировать с приближ ...
Познавательный интерес и новые информационные технологии
Современные информационные технологии основаны на комплексном использовании различных типов информационных процессов в рамках единого технического комплекса на базе компьютерной техники. Информационные технологии (ИТ) – совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологи ...
Исследование психологической диагностики учащихся
По методике мотивации учебной деятельности младших школьников Лускановой Н.Г. у учащихся было выявлено: Рисунок 3. Уровень школьной мотивации учащихся У 24% детей выявлен средний уровень школьной мотивации, учащиеся положительно относятся к школе, понимают учебный материал, внимательны при выполнен ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.