Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Страница 1

Возникновение университетов было, как было показано выше, было закономерным и необходимым процессом, вызванным потребностями экономического развития, укреплением городов, особенностями образования и науки средневекового общества. Церковь и светская власть в одинаковой мере видели в новом социальном институте своего союзника, и в равной мере предпринимали попытки влиять на его дальнейшее развитие. По-этой одной из важных страниц становления и развития университетского движения можно считать взаимоотношения университетов с указанными выше властями.

Важной причиной признания университетов является, разумеется, и то, что они оказались нужны как церкви, так и государству. В XIII–XV вв. с наступлением эпохи развитого феодализма и складывания централизованных монархий государству стали требоваться высококвалифицированные юристы, летописцы, дипломаты. Католическая церковь нуждалась в опытных и образованных проповедниках, знатоках церковного права и т.п. Следует иметь в виду, что в рассматриваемый период классовая борьба все чаще выступает в форме столкновений на идейной почве. Так, идеологи крестьянско-плебейского лагеря вместе с идеей равенства сынов божьих выдвигают идеи гражданского равенства и даже отчасти равенства имущества. Своих теоретиков выдвигает и бюргерская ересь, которая подвергает сокрушительной критике католическую церковь и ставит под вопрос правомерность существования самого института папства. В этих условиях и церковь, и государство в равной степени стремились к тому, чтобы в новых университетах воспитывались кадры образованного духовенства, основное назначение которых заключалось в том, чтобы внушать народу представления о божественном характере власти его угнетателей. Вместе с этим и королевская власть и церковь стремились использовать авторитет и кадры новых учреждений для своих политических целей.

Попытки втянуть университеты в политическую борьбу между светской и духовной властью ранее всего обнаружились на почве Италии, в столкновениях между Штауфенами и папами. В дальнейшем они находят свои проявления уже в масштабах всей Западной Европы, поскольку королевская власть всюду стремится использовать университеты для нужд складывающихся централизованных государств, а папство – для проведения в жизнь своей теократической программы.

Это не могло не отразиться на дальнейших судьбах университетов. Свое вмешательство в жизнь университетов папство начало с того, что, используя стихийно сложившийся интернациональный характер новых образовательных центров, сделало основание новых университетов своей прерогативой (из 79 университетов, возникших в Европе до начала XVI в., 50 было официально основано папами). Более того, издревле в качестве главы всех школ епископ делегировал свою власть кому-нибудь из помощников. В XII веке этого помощника именовали обычно scolasticus, а вскоре стали именовать канцлером. Надо отметить тот факт, что в первой половине XII века господствовала полная свобода преподавания, но со второй половины она подверглась стеснению. Считается общепризнаным правило, в силу которого для выступления на преподавательской кафедре необходимо было иметь лицензию или разрешение церковной власти (licentia docenti). Право выдавать лицензии было закреплено за канцлером. Это правило утвердилось при папе Александре III (1159–1181). Хотя до 1313 года не существовала статута, обязывающего канцлера при выдачи лицензии советоваться с преподавателями относительно достаточной умственной подготовки и надлежащих нравственных качеств Первоначально, таким образом, канцлер был наделен большой властью, был официальной главой университета. Выдавал право на преподавание и.т.д. Однако со временем он утрачивает свою монополию. В Париже уже в 1213 году канцлер практически утрачивает привилегию вручать licence, то есть право на преподавание. Это право переходит к университетским мэтрам. В 1219 году канцлер в связи с приходом в университет монахов нищенствующих орденов пытается противостоять этому новшеству и при этом теряет все оставшиеся у него прерогативы. В 1301 году он перестает быть даже официальным главой школы. Во время великой забастовки 1229–1231 годов университет выходит из-под юрисдикции епископа.

В Оксфорде епископ удаленного от него на 120 миль Линкольна официально возглавляет университет через своего канцлера, тогда как аббат монастыря Осенэй и приор Фрайдсвайда сохраняют лишь почетные звания. Но вскоре канцлер поглощается университетом, его начинают здесь избирать, и он становится официальным представителем не епископа, но самого университета. В Болонье ситуация была более сложной. Церковь долгое время не интересовалась преподаванием права, считая его делом мирским. Лишь в 1219 году главой университета становится архидиакон Болоньи, функции которого напоминают функции канцлера (так его иногда и называли). Но его власть была внешней, он довольствовался тем, что председательствовал на защитах и разбирался с оскорблениями, нанесенными членам университета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Причины проявлений нетолерантного отношения
Среди причин возникновения такого отношения к представителям других культур можно выделить следующие: влияние средств массовой информации (СМИ), социального окружения детей и семьи. При этом главенствующая роль в формировании позиции ребенка принадлежит, конечно же семье. Нередко родители допускают ...

Типичные проблемы детей из неполных семей
Рассматривая виды неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы: Материальная проблема – одна из типичных п ...

Методика преподавания отдельных тем, входящих в курс компьютерного моделирования
Обсудим методические проблемы изложения различных тем, из которых могут быть сконструированы курсы компьютерного моделирования. Порядок чередования этих тем достаточно произволен. Данное введение целесообразно построить в виде лекции, содержащей в доступной учащимся форме обзор основных принципов а ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru