Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Страница 6

Отношения между факультетами так же были различными в разных университетах. Так, отношения юридического факультета и факультета медицины в южноевропейских студиумах характеризовались часто как сопернические. Это было связанно с тем, что они главным образом затрагивали организационную структуру университета. В Париже и других северных университетах наличие факультетов теологии позволяло некоторым студентам совмещать изучение медицины и теологии, но в других аспектах их взаимодействие было косвенным, так как факультет теологии наибольшее влияние оказывал, безусловно, на факультет искусств. Древние считали, что знание свободных искусств и натуральной философии необходимо медицине, и эта убежденность, ровно как и соображения полезности послужили толчком к объединения факультетов свободных искусств и медицины в ряде университетов: Болонском, Падуанском и др

Несомненно, наиболее престижным был факультет богословия. Особенно на раннем этапе развития университетов. Это было связано с тем, что университеты зарождались при непосредственном участии церкви, и были санкционированы ее нуждами. Примирившись, в конце концов, с существованием юридических и медицинских факультетов, которые во многом отвечали практическим потребностям времени, церковь сосредоточила основной огонь на факультетах «свободных искусств», поскольку именно они оставались в XII–XIV вв. центрами свободомыслия.

Каждый факультет имел выборного декана (в Париже – ректора, и ректор факультета искусств был одновременно ректором всего университета.). Функции деканов и их права были строго оговорены статутами.

Статутами были оговорены практически все стороны жизнеустройства факультетов, вплоть до внешнего вида и социального поведения его членов.

Так студенты и преподаватели факультета теологии были обязаны посещать церкви и проповеди, ходить по городу в приличествующей их положению одежде. Характерные мантии должны были носить везде и студенты факультета свободных искусств. Они же во время лекции преподавателя должны были сидеть на полу перед своим учителем.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus jrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Аксиоматический уровень образования на любом факультете представлял собой строго определенный набор текстов. Текстуальным каноном на низшем факультете были логические сочинения Аристотеля, так называемый «Органон», на медицинском факультете базисными текстами были работы Гиппократа и Галена, на юридическом – церковное право (canones et decreta) и римское право (Кодекс Юстиниана), на теологическом – Священное писание и прочие догматические тексты.

Папа санкционировал единообразную систему организации университетов и выдачи ученых степеней, что способствовало их высокому авторитету, благодаря чему эти степени пользовались общеевропейским значением. Кроме того, преподавание и методология знания во всех университетах были единообразны, чему способствовала единая латинская терминология, ведь предметы преподавались на едином языке римско-католической церкви – латыни. Именно латынь, единая структура преподавания и были тем полем знания, которое обеспечило единообразие и формальную строгость схоластического дискурса с его системой аргументации, терминологической базой, аристотелевской силлогистикой, рациональной структурой римского права.

Правда, нужно отметить, что университеты были не единственно формой высшего образования. Существовали и развивались также частные городские школы с компетентными преподавателями, ничем не уступавшими университетским профессорам. Однако, благодаря унификации и универсальности первые университеты становятся ключевыми системообразующими структурами средневековой науки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Прочее о педагогике:

Использование поделок из папье-маше в ДОУ
Детям дошкольного и младшего школьного возраста занятие папье-маше принесет не только массу положительных эмоций, но и пользу. Папье-маше можно рассматривать как один из естественных методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности у детей. Папье-маше отлично р ...

Организация сюжетно-ролевой игры во 2-ой младшей группе
Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры? Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осущ ...

Учебные задания по английскому языку с ориентацией на самостоятельную работу учащихся
Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам в средней школе — ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых. Создание и использование на уроке и во внеурочной работе учебных материалов со специальной ориентацией на самостоятельную ра ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru