Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Страница 5

Точкой опоры для процесса развития факультетов послужила булла папы Григория IX «Parens scientiarum» 1231 года, которую обыкновенно называют «великой хартией» парижского университета. В этой булле все факультеты трактуются отдельно, у каждого выделены его собственные полномочия. Более того, один факультет не имел права вмешиваться в дела другого. Каждый факультет сам мог «устанавливать уставы и порядки, какие окажутся нужными, относительно способов и часов чтения, относительно диспутаций, костюма, бакалавров, таксирования квартир и пр.».

Функции факультета заключались в организации лекций, устройстве диспутов, решении некоторых бытовых вопросов, испытаний и присуждении ученых степеней.

Надо отметь тот факт, что история возникновения Болонского университета ничего не говорить нам о делении на факультеты. В Англии не развилось так же деление на четыре факультета. Существенным в английских университетах всегда было и осталось изучение «свободных искусств» (artes liberales), т.е. то, что в других западноевропейских университетах рассматривалось как подготовка и дверь, ведущая к штудированию научных отраслей трех высших факультетов.

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15–16, а иногда даже в 12–13 лет поступал в университет на подготовительный факультет – артистический. Здесь он изучал «семь свободных искусств» (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов – «тривиум» (trivium – «перекресток трех путей знаний»: грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (quadrivium – «перекресток четырех путей знания»: музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения «философии» предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Факультет свободных искусств не был равноправен с тремя другими. Именно на этом самом многочисленном факультете сформировались своеобразные землячества, которые были постепенно сгруппированны в четыре «нации»: галльскую, пикардийскую, норманскую и английскую. Старшие факультеты не делились на «нации», но участвующие в них магистры искусств, примыкали к своим «нациям», пока не получали докторской степени, дававшей им право стать членом высшего факультета.

Дисциплины цикла свободных искусств отличались от дисциплин, изучавшихся на старших факультетах. Во-первых, группа представлявших их предметов была разнородна и объединялась лишь тем, что все эти предметы играли роль введения. К середине XIII века перечень свободных искусств претерпел метаморфозу, в частности, в него вошли три философии: натуральная, моральная и метафизическая. Вместе с тем сама разнородность цикла приводила к неравномерности развития как отдельных дисциплин тривиума и квадривиума, так и групп в целом. До 30-х гг. XIII в. тривиум изучался чаще квадривиума. В Париже и Оксфорде грамматика и логика вытесняют в тривиуме риторику, ставшую как бы приложением грамматики, сама же грамматика попадает под влияние логики.

Такие различия в первую очередь объясняются различиями во взаимоотношениях факультетов искусств и высших факультетов. До середины XIV в. Париж и в несколько меньшей мере Оксфорд и Кембридж были монополистами в области теологии. В связи с чем в этих университетах курс искусств носил философский характер с преобладанием логики старого тривиума и трех философий, дополнявших старый квадривиум. Право и медицина доминировали в университетах Южной Франции, Италии и Испании. Поэтому и постановка преподавания здесь носит более прагматичный характер: риторика рассматривалась как предмет, необходимый для изучения права, а логика и естественные науки изучались с точки зрения задач медицины. В итоге на юге факультеты свободных искусств никогда не имели статуса, сопоставимого со статусом факультетов искусств Парижа и Оксфорда, где они доминировали и в количественном отношении и юридическом. К северу от Альп, ввиду того, что образование здесь развивалось почти исключительно в рамках монастырских, а затем кафедральных школ, свободные искусства оказались здесь в подчиненном по отношению к теологии положении.

Аксиоматический уровень образования на любом факультете представлял собой строго определенный набор текстов. Текстуальным каноном на низшем факультете были логические сочинения Аристотеля, так называемый «Органон», на медицинском факультете базисными текстами были работы Гиппократа и Галена, на юридическом – церковное право (canones et decreta) и римское право (Кодекс Юстиниана), на теологическом – Священное писание и прочие догматические тексты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Анализ зарубежного и отечественного опыта работы по социально-педагогической поддержке младших школьников, обучающихся на дому
В развитых странах за рубежом уже сложились определенные стандарты, формы и методы работы по социально-педагогической поддержке младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общ ...

Типы и причины отклонений в поведении подростков с задержкой психического развития
Прежде чем приступить к работе над теоретической частью, я ознакомилась с литературой, которая освещает проблему отклоняющегося поведения у подростков и пришла к выводу, что причины отклонения в поведении подростков с задержкой психического развития во многом совпадают с причинами и типами отклонен ...

Общая характеристика классно-урочной системы
Классно-урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса. Разумное использование в ее рамках элементов других образовательно-воспитательных систем делает классно-урочную систему незаменимой для общеобразовательной ш ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru