Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Страница 4

Наличие в городе университета было престижным и выгодным как в культурном, социальном так и в экономическом плане. Потому нередкими были случаи, когда магистров и учеников приглашали покинуть место их обитания и переселиться в другой город, а порой и страну. Так английский король Генрих III в 1229 году приглашал парижских студентов и магистров в Англию, где он гарантировал свободу, спокойствие и удовлетворение всех нужд. Король писал: «Искренне сочувствуя непомерным бедам и несчастьям, среди которых вы живете в Париже под властью несправедливого закона, мы из почтения богу и его святой церкви желаем нашей благочестивой поддержкой, путем предоставления надлежащих свобод улучшить ваше положение».

Наиболее ценной привилегий для жителя средневековья было освобождение от различных податей, поборов, цензов. Магистры и студенты были наделены ею. Так саксонский курфюрст в 1386 году указывал в дипломе университету; «всем магистрам и школярам, принадлежащим к штудии, вместе и каждому по отдельности мы данным письмом предоставляем право пользоваться всем, в чем они будут нуждаться без каких бы то ни было поборов». Так же была гарантированна магистрам и студентам охрана жизни и имущества во время передвижения. Всем подданным под страхом княжеского гнева и большого штрафа запрещалось чинить: «несправедливость ни словом, ни дело по отношению чести, имуществу или персоне студента или магистра, как приходящего в указанную щтудию, так и уходящего из нее». Эти привилегии были весьма существенны в условиях любой феодальной страны, особенно раздробленной Германии. Наряду с разрешением беспошлинной покупки, княжеская власть разрешала беспрепятственную заготовку съестных припасов, торговлю вином. Так же была установлена благоприятная такса на аренду жилья студентами и преподавателями.

К концу Средневековья церковь теряет монополию на образование. Происходит обмирщение университетского образования. В жизни университетов усиливается роль светской власти. Усиливающаяся королевская и княжеская власть повела настоящее наступление на права и иммунитеты членов университетских корпораций. Прежняя автономия высшей школы изживалась. Руководство университетской жизнью переходило в руки правительственных чиновников. Дольше других сохраняли свои корпоративные привилегии университеты Апеннинского полуострова. Но и на итальянской земле к концу XVI столетия наступил закат университетской автономии: фактически прекратили свою деятельность (хотя и не исчезли вовсе) органы студенческого самоуправления, утратили былое значение университетские трибуналы, вся полнота власти перешла в руки служащих государственного административного аппарата. Правда, в отличие от своих европейских собратьев, итальянские профессора и студенты сохранили за собой большинство экономических привилегий – право на беспошлинную торговлю, свободный провоз грузов, льготную аренду жилых помещений и т.п.

Впрочем, полностью искоренить университетские привилегии не удалось в XV–XVI вв. ни в одной стране: не смотря на опеку государства, университеты все же пользовались в этот период времени большей свободой, чем полтора–два века спустя. Из-за несовершенства форм и методов государственного контроля даже самые строгие предписания властей не всегда исполнялись на практике. Препятствием к их реализации повсюду служила сила традиции, которой хорошо умели пользоваться университетские общины. Так парижские магистры более двух веков сопротивлялись введению в университете парламентской юрисдикции: ссылаясь на старые обычаи, они отказывались признавать законность новой судебной процедуры и отстаивали свое право на особый королевский суд.

Впервые деление на факультеты появилось в Парижском университете и от туда было заимствованно в другие университеты, особенно германские. В одном официальном документе от 1254 г. Значится, что источник мудрости в Париже делиться на четыре факультета: теологию, юриспруденцию, медицину и философию: это как бы четыре реки рая, о которых говориться в книге Бытия. Профессора этих факультетов, что бы иметь возможность с боль шей свободой и спокойствием предаваться научным знаниям, связав себя некоторыми специальными узами права, образовали из себя корпорацию.

Слово «facultas» (букв. «способность») первоначально обозначало особую область знаний, но потом было перенесено на саму корпорацию преподавателей этого предмета. Факультет состоял из одних магистров, а студенты причислялись к нему через своих наставников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Речь и общение при нарушениях зрения
Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и речь при формировании включается в несколько иную систему связей, чем у ...

Диагностика существующего уровня владения монологическим высказыванием
Эксперимент проходил на базе гимназии №1 города Тулы в 11 "Б" классе в течение 2 месяцев. Целью эксперимента являлась разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование навыков монологического высказывания у старших школьников. На констатирующем этапе эксперимента были про ...

Народная игра как средство обучения
Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых является классификация детских игр и методика руководства ими. Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы: 1. Сюжетно – ролевые творческие игры 2. Игры с пр ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru