Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Страница 3

Папство, используя универсальный характер своей власти, присвоило себе и дарование магистрам, получившим степень в одном университете, права преподавать (ius ubique docendi) и в других университетах. Нельзя не отметить, что в даровании этого права курия допускала большой произвол: например, преподаватели древнейшего в Европе Оксфордского университета никогда не получили «права преподавать повсюду». Кембриджский университет получил это право только в 1318 г. Представителями папства в университетах были назначаемые из среды духовенства канцлеры и хранители привилегий (консерваторы). Защитниками интересов папства были и представители нищенствующих орденов, проникновение которых в университетскую среду значительно снизило их научный уровень. Наконец, в случаях неповиновения школяров и их учителей приводилась в движение система отлучений и интердиктов. Таким образом, на демократическую организацию университетов сверху была наложена могучая власть Рима, которая пыталась использовать самые разнообразные средства, чтобы заставить их служить своим интересам.

Однако это удавалось далеко не всегда, поскольку рядом с папством в качестве «охранителей» университетов стояли королевская и императорская власть и городские коммуны. Города, вначале враждебно встретившие разноязычную студенческую вольницу, в дальнейшем научились использовать университеты для удовлетворения своих умственных запросов и практических нужд, а иногда и для теоретического обоснования своих прав перед папской и светской властью. Этот союз городов и университетов скреплялся уплатой жалованья профессорам из городской казны. Он часто нарушался из-за произвола городских властей или вольного поведения школяров, но имел постоянную тенденцию к возобновлению.

Первыми документами, свидетельствующими об интересе королевской власти к университетам, являются грамоты Фридриха Барбароссы болонским школам (1158) и грамота Филиппа II Августа Парижскому университету (1200), которые заложили основы «университетской» политики европейских государей. Вполне соглашаясь с церковью в том, что университеты должны возглавить борьбу со всеми проявлениями идейной оппозиции феодальному строю, светская власть вместе с этим требовала, чтобы именно университеты, опираясь на нормы римского права, обосновывали «юстиниановскую непогрешимость» королей и содействовали расширению королевской прерогативы за счет феодальной знати, а если потребуется, и самой католической церкви.

В числе воспитанников университетов всегда было много людей, которыми королевская власть охотно замещала административные и судебные должности в аппарате управления. Поэтому уже с XIV и в начале XV в. королевская власть стремится превратить университеты в королевские национальные учреждения. И действительно, прогрессивные по своему характеру сдвиги в развитии централизованных государств привели в конце концов университеты в русло развития национальных культур. Однако прежде чем это произошло, сложная политическая борьба, в которую были вовлечены папство, города, королевская власть и местные церковные власти, создавала определенные возможности для сохранения университетами элементов юридической и административной автономии. Хотя эти «свободы» были величиной переменной и часто зависели от произвола пап, королей, императоров и политики городов, все же они накладывали определенный отпечаток на образовательную и общественную деятельность университетов.

Долгая и упорная борьба первых университетов привела к XIV в. к получению ими значительных привилегий, как от церкви, так и от светской власти. Безусловно, эти привилегии не всегда осуществлялись на практике. Они обладали правом автономной юрисдикции, промоции, и рядом хозяйственных привилегий. Помимо право самостоятельно выбирать свои уставы, университеты не подлежали обычному гражданскому суду. В Кракове никто не имел права вызывать по гражданским делам в духовный или светский суд доктора, магистра, студента, педеля и продавца книг под страхом наказания штрафом, а 10 пражских больших грошей, который должен пойти в казну на нужды студентов. Однако это не касается тех случаев, когда студенты, продавцы книг, педели или другие члены университета будут обвинены в убийстве, прелюбодеянии, членовредительстве, нанесении смертельной раны. В этом случае подсудимый судиться в гражданском суде, но е по законам данной страны, а по законам римского права. Университеты сами судят своих членов, освобождены от налогов и податей. Эти были те привилегии, которые университеты требовали неукоснительно соблюдать со стороны светской власти. В случаи их нарушения университет мог протестовать, и если status quo не останавливался, университет самороспускался, и студенты с преподавателями уходили в другой город, готовый их принять.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Трудности школьников в понимании числа
Как ни сильна в школьном обучении, по программе развивающего обучения, тенденция сведения всех форм числа к одной – отношению величин, к числу как к абстрактному средству измерения, построение школьного курса математики, сталкивается с большими психологическими трудностями . Обычно математическое р ...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...

Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей формирования понятия площади и ее измерения у младших школьников
Опытная работа проводилась в МСОШ д. Ибраево, в 3 классе по традиционной программе (1-3) М.И. Моро. Работа проводилась в период преддипломной практики, которая проходила с 11.09.07 по 28.10.07 г. Опытная работа имеет цель: - формирование у младших школьников умение различать понятия как величина и ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru