Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Университеты и власть. Права и привилегии университетских общин

Страница 2

Однако появление первых университетов в Европе было связано с обеспечением относительной автономии со стороны церкви, и более высокого уровня профессионализма преподавателей. Появились корпорации преподавателей (магистров или докторов) обладающие правом испытания всякого претендента на вступление в корпорацию. Оценка профессиональной пригодности только в руках у преподавателей. Получение некоторыми объединениями преподавателей этого главного права и знаменовало учреждения университета. Правда окончательное решение (licentia docenti), предоставляющее место преподавателя в данном учебном учреждение, оставалось за городским епископом или представителем церкви, курирующим университет. Для Парижского Университета, например, это был канцлер Собора Нотр-Дам. Таким образом, церковь могла осуществлять общий контроль над преподавателями, в том числе идеологический.

Еще одной функцией, которую взяла на себя церковь, была отбор и канонизация огромного учебного материала, который затем стал изучаться во всех университетах. Процесс отбора происходил в упорной борьбе, в ходе которой церковь посылала на костры вместе с первыми представителями университетской науки и «Метафизику» Аристотеля. Помимо Аристотеля, осудили и запретили изучать труды Давида Динэ, Амальрика и некоторых других авторов под страхом отлучения от церкви.

Примирившись, в конце концов с существованием юридических и медицинских факультетов, которые во многом отвечали практическим потребностям времени, церковь сосредоточила основной огонь на факультетах «свободных искусств», поскольку именно они оставались в XIII–XIV вв. центрами свободомыслия. Как и во времена Абеляра, светские науки были «приманкой и крючком», привлекавшими на юридические и медицинские факультеты толпы молодежи со всех концов Европы. Практические науки, медицина и юриспруденция, по словам К. Маркса, успешно соперничали со схоластическим богословием.

Популярность Аристотеля, который к этому времени становится «учителем всех, кто знает», заставила церковь разрешить изучение его трудов. Однако вслед за разрешением следуют многочисленные попытки теологов и логиков приспособить философию Аристотеля к традициям христианской церкви, взяв у него мертвое и уничтожив живое, вместе с этим церковь стремится добиться перемещения центра умственной жизни университетов на факультеты теологии и канонического права. Сотни ученых на благо церкви и ради спокойствия феодального мира трудились над тем, чтобы сгладить противоречия между разумом и верой, которые нашли себе приют в университетах. Однако им не удавалось лишить университетскую науку присущей ей сложности и антагонистичности. То умственное бродило, которое принесли с собой первые поколения школяров и их учителей, продолжало сохраняться в университетах и оказывать влияние на образовательные интересы духовенства, рыцарства, горожан и даже на официальную идеологию.

Определенной противоречивостью отличается и организационная структура сложившихся университетов. Сравнение папской политики в отношении Болонского и Парижского университетов показывает, что вначале папство с опаской относилось к их автономии и пыталось уничтожить демократические традиции их организации. Так, Гонорий III поощряет самостоятельность болонских землячеств (1217–1224) и в то же время запрещает собрания парижских «наций» (1222) и приказывает сломать их печать как символ независимости (1225).

В дальнейшем папская политика в отношении университетов изменяется. Для нее типичны как знаменитая булла Григория IX «Parens scientlarum» от 13 апреля 1231 г., которая утверждает автономию Парижского университета и право забастовок против местных властей, так и позиция Бонифация VIII, когда он поддерживает студентов Болоньи в споре с городскими властями, требовавшими, чтобы ректор приносил им присягу в верности (1301). В этой политике весьма определенно прослеживается стремление папства сохранить независимость университетских корпораций от вмешательства местной светской и церковной власти, отгородить их от остального общества многочисленными привилегиями. Современная буржуазная историография видит в такой политике едва ли не историческую заслугу папства перед европейской цивилизацией.

В действительности охрана университетских свобод являлась для Рима не целью, а средством утвердить в них свое влияние. Через головы местных властей папство стремилось лично руководить университетами и, надо сказать, достигло в этом определенных результатов. Только Гонорий III за 10 лет своего понтификата 82 раза вмешивался в дела Парижского университета, Григорий IX за период с 1227 по 1241 гг. издал 46 распоряжений по делам университета, Александр IV – 87 распоряжений (1254–1261) и т.п. Огромное значение для укрепления позиций Римской курии в университетах стала иметь и система наделения студентов и преподавателей церковными бенефициями, которая ставила членов университетов в материальную зависимость от папства. Она приводила к тому, что на теологических факультетах, факультетах канонического и отчасти гражданского права стали воспитываться люди, пополнявшие ряды высшей духовной иерархии. Но, зависимость от церковной организации университетских учреждений имела все же и положительное влияние на их развитие. Папа не только давал разрешение и «грамоту», своего рода «лицензию» на открытие университета, но он всячески поощрял самостоятельную хозяйственную деятельность учебных заведений. В конфликтах университетов и местных властей Римский папа почти всегда был на стороне университетов, что способствовало все большей их экономической и административной автономии. Уже на раннем этапе создания университетов это проявлялось достаточно определенно в юридическом аспекте их деятельности. К тому же, именно папа санкционировал единообразную систему организации университетов и выдачи ученых степеней, что способствовало их высокому авторитету, благодаря чему эти степени пользовались общеевропейским значением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Подготовка социальных педагогов на психолого-педагогическом факультете КрасГУ
На Психолого-педагогическом факультете Красноярского Государственного университета сравнительно недавно возникла специальность «Социальная педагогика». Особенностью подготовки социальных педагогов в КрасГУ является курс «Введение в специальность», который на Психолого-педагогическом факультете начи ...

Раскрытие взаимосвязи социального восприятия и характера педагогического взаимодействия
Современная ситуация глобально-кризисных проблем может быть разрешена путем актуализации высокого профессионализма и творческого мастерства в осуществлении самых разнообразных сфер деятельности. По мнению ученых, в этой ситуации особое значение приобретает изучение и анализ успешных и творческих фо ...

Христианство
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветх ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru