Образование сегодня » Социально-экологическое образование школьников » Экологическое образование школьников в курсе Глобальной географии

Экологическое образование школьников в курсе Глобальной географии

Страница 1

Применительно к школьному курсу географии экологические знания позволяют разъяснить структуру и ценность природы, ее хозяйственное и жизненное значение для человека. На основе усвоенных экологических знаний формируется убеждение в необходимости бережного отношения к окружающей географической среде .

География изучает единство и целостность типов местностей (ландшафты, ПТК), а также районов (территориально-производственные комплексы — ТПК), формирующихся в результате хозяйственной деятельности чело века в определенных социально-экономических условиях общества. Природные территориальные образования различаются по своим размерам и морфологическим особенностям (например, балка, овраг, пойма, склон речной, долины, наконец, геокомплексы и Земля в целом). Многообразие компонентов Земли является жизненной средой человека, источником получения всех необходимых ему средств существования .

Отдельные компоненты природного неорганического и органического вещества, а также хозяйственные отрасли ТПК служат предметом изучения ряда наук. География синтезирует и обобщает знания, добытые многими отдельными науками.

Ученые-географы исторически занимались исследованием проблем разумной организации взаимодействия между природой, человеком и обществом, поиском и раз работкой путей разумных решений преобразования природы.

Интегрирующая и синтезирующая роль географии дает основание говорить о близости предмета этой пауки к учению о биосфере В. И. Вернадского. Вопрос о соотношении понятий биосферы и географической оболочки принципиально важен для установления межпредметных взаимосвязей школьных курсов географии и биологии. Обычно освоение природы протекает в пределах того или иного ландшафта как целостного образования. «Каждый ландшафт, — отмечает Ю. Г, Саушкин, — есть как бы некий организм, где части обусловливают целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь часть ландшафта, то изменится весь ландшафт». В школе целостность природы раскрывается главным образом в курсе географии. География анализирует все компоненты окружающей среды (природы и деятельности в ней человека), их взаимовлияние друг на друга и причинно-следственные связи между ними. В этом, по нашему мнению, состоит интегрирующая роль географии в экологическом образовании школьников.

Современная биосфера подверглась огромному воздействию человека и образовалась под этим влиянием новая сфера Земли, преобразованная человеком, — ноосфера. Можно сказать, что окружающая нас среда (географическая среда) является частью измененной человеком географической оболочки (биосферы). Природная и преобразованная в результате трудовой деятельности людей окружающая среда относятся к предмету исследования многих естественных и общественных наук, в том числе и глобальной географии

Курс данной дисциплины призван способствовать решению следующих общекультурных задач:

1. овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

2. формирование глобального мышления в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

3. развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера, а именно: межнациональных отношений, культуры и нравственности и др.;

4. вооружение учащихся специальными общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

5. правильное понимание места и роли России в мире, специфика проявления глобальных проблем в каждой стране.

Нестандартность глобально-географического подхода (ранее в учебной практике господствовала жесткая «привязка» к какой-либо стране, региону или группе стран) позволяет увидеть много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, а это не менее важно, чем региональные особенности. При нынешнем обострении глобальных проблем такой подход кажется вполне оправданным.

Предметом глобальной географии является вся земля в ее многообразии, процессы имеющие глобальный характер, проблемы, которые также приобрели масштабы и значение глобальных.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Влияние использования метода учебных проектов на качества образования учащихся
Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку". Естественно, меня, как учителя русского и иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет н ...

Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
Основными способами познания таких свойств, как форма, размер и количество, которые ребёнок осваивает уже в дошкольном возрасте, является сравнение, сериация и классификация. В познание свойств и отношений входит – познание формы, размера, количества в процессе сравнения. Сравнение – первый способ ...

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе
Исходя из научной проблемы, целей и задач исследования, мы определили экспериментальную базу и разработали программу констатирующего эксперимента. Составляя программу исследования, мы исходили из необходимости выявления особенностей взаимосвязи восприятия преподавателя студентами и показателей прод ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru