Задачи:
а) продолжить формировать понятие «сутки» у детей 4 – 5 лет.
б) знакомить с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», связывая с конкретной деятельностью детей (например, занятиями), показываем их относительность.
Фрагмент занятия по ознакомлению детей с понятиями «сутки», «вчера», «сегодня», «завтра»:
- Что наступает, когда кончается утро?
- После чего начинается утро?
- Назовите части суток по порядку.
- Сколько частей суток вы знаете?
Вывод: Утро, день, вечер, ночь – это сутки. В сутках всегда 4 части.
- Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, начались другие.
- Сутки, которые прошли, называют «вчера». Вчера у нас было музыкальное занятие.
- Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня». Сегодня у нас занятие по математике.
- Сутки, которые еще не наступили, называют «завтра». Завтра у нас будет рисование.
Третий этап - знакомство с названиями дней недели
[см. приложение №6]. Основную работу начинаем с детьми 5 – 6 лет с беседы. «Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».
Слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.
Последовательность обучения:
1. 3накомство с названиями дней недели по порядку, связывая с деятельностью детей. Например, в понедельник – я пришел в детский сад, во вторник – я ездил к бабушке, и т.д.
2. Ежедневно называние, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. Например, вчера был четверг, завтра – будет пятница, и т.д.
3. После изучения порядкового счета связывать дни недели с порядковым номером: понедельник – первый, вторник – второй, и т.д.
4. Ежедневно на специальном календаре выставление символа сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета. Каждый цвет символизирует определенный день недели, например, зеленый – понедельник, розовый – вторник, фиолетовый – среда…, белый – воскресенье.
Четвертый этап - знакомство с названиями месяцев и времён года
(при изучении темы необходимо обратить внимание на: количество и порядок времен года; количество месяцев в году; порядок месяцев; классификацию месяцев по сезонам).
На занятиях с детьми 6-7 лет обобщаем и систематизируем их знания, обращая внимание на математический аспект, т.е.:
· количество и порядок времен года (их 4: зима, весна, лето, осень)
· количество месяцев в году (их 12 – январь, февраль, март и др.)
· порядок месяцев (январь, февраль, март,…….декабрь)
· классификация месяцев по сезонам (зима: декабрь, январь, февраль; весна: март, апрель, май; лето: июнь, июль, август; осень: сентябрь, октябрь, ноябрь).
Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником, например, зима – Новый год, снег, катание на лыжах, санках; весна – 8 марта, капель, подснежники и т.п.
Изучение календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается».
Пятый этап - развитие «чувства времени».
Основную работу по развитию «чувства времени» ведем с детьми 6-7 лет, но развиваем чувство времени начиная с самых первых дней жизни ребенка: формируем умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными, учит их ориентироваться во времени.
Последовательность обучения:
1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (например, упражнение «Закрась узор за 1 минуту!»)
2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности (например, вопрос «Сколько затратил времени на выполнение какого-либо задания?»)
3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени (например, упражнение «Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»)
4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, в игре)
Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть, переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а так же наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни.
Прочее о педагогике:
Исследования формирования
практических умений и развитие памяти у младших школьников
В обширном исследовании П.И. Зинченко сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста. Л.В.Зайков и Д.М.Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами В исследованиях Н.А. Корниенко ср ...
Анализ полученных результатов по проведенному исследованию
Процесс формирования педагогических способностей в вузе основывается на всеобщие способности студентов, сформировавшиеся в школе интересы и наклонности. Обучение в вузе для людей, предполагающих заниматься педагогической деятельностью, дает редкостные вероятности. С 1-го курса они попадают внутрь п ...
Традиционная культура
Развитие культуры Российской Федерации основывается на фундаментальном значении отечественной культуры в жизни государства и общественного сознания как целостной системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство Российского государства, влияющей на все сферы государственного и гражданског ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.