Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Участие магистров в общественно – политической жизни

Участие магистров в общественно – политической жизни

Страница 6

К XVI веку высшая школа существенно укрепила свои позиции: несмотря на сложные перестроечные процессы, она обрела в этот период времени большую стабильность и устойчивость. Университетское движение распространилось на новые территории, расширилась его социальная база, укрепились связи университета с властными структурами, возросло его влияние на общественную жизнь. Университеты всё глубже врастали в поры общества. В ренессансный период они удовлетворяли весьма широкий спектр социальных запросов. Помимо интеллектуальной, образовательной, просветительской, воспитательной функций, университеты взяли на себя также функцию воспроизводства духовных и светских (администраторы, юристы, медики) кадров, подготовку религиозных и политических элит. В эпоху Возрождения в европейских странах активно шли процессы монополизации университетскими выпускниками различных видов профессиональной деятельности, получал общественное признание статус работника умственного труда. Ослабевала связь университетов с клерикальными кругами: роль церкви в университетской жизни, хотя и медленно, но необратимо падала. Все это свидетельствовало об огромном интегративном потенциале высшей школы: в сложных исторических условиях переходного периода она доказала свою способность не только выживать, но и адаптироваться к происходящим переменам.

С другой стороны, в XV–XVI вв. в развитии высшей школы отчетливо проявлялись и негативные тенденции. Ломка старых корпоративных основ университетской жизни почти нигде не проходила безболезненно. Вместе с потерей политических и экономических иммунитетов университетские общины утрачивали и свою академическую свободу. Вмешательство государства в университетские дела неминуемо влекло за собой ужесточение идеологического контроля. Оборотной стороной этого процесса было снижение уровня преподавания, окостенение учебных программ, свертывание в университетах исследовательской работы, распространение протекционизма и коррупции. В XV–XVI вв. в преподавательской среде усиливается дух соперничества, идет борьба за лучше оплачиваемые места. С углублением социального и имущественного расслоения университетских общин подрывается их единство, разрушаются связующие магистров и студентов узы патернализма.

Большинство высших школ оставалось в XV–XVI вв. носителями старых схоластических традиций. Слабо затронутые гуманистическим влиянием (распространение гуманизма в университетской среде носило обратимый характер), они не смогли усвоить новые стандарты образованности и вписаться в разворачивавшуюся в европейском обществе интеллектуальную (а затем и сциентистскую) революцию. Многие новые дисциплины (политология, дипломатия, экономика, иностранные языки, картография и проч.) формировались в обход университетских кафедр. Оставаясь крупными поставщиками интеллектуальных услуг, университеты постепенно утрачивали свою монополию на научные исследования и подготовку элит, которой они вместе с учреждениями религиозных орденов пользовались в средневековую эпоху. Хотя в XVI столетии университетская наука и не была бесплодной (у университетов имелись реальные научные достижения), к концу века она уже не обеспечивала подлинного прогресса научного знания. Значительная часть творчески работающих ученых покидала университеты, переходя на службу к правителям государств, присоединяясь к научным кружкам, сообществам или отдавая предпочтение досугу и свободе.

Итак, с возникновением университетов в культурном развитии феодального общества произошли необратимые сдвиги. Начался длительный и трудный процесс становления европейской светской интеллигенции, а церковь стала терять монополию на образование. Роль университетов в общественной жизни феодальной Европы была сложной и противоречивой. Она не ограничивалась тем, что официальная схоластика стояла на страже интересов господствующего класса, а из университетской среды выходили кадры образованного духовенства и чиновников. Университеты были шумными перекрестками Европы, где встречались дети разных народов и представители разных поколений. Их достоянием становился аввероизм парижских и итальянских ученых, опередившие века, блестящие провидение Роджера Бекона, материализм Дунса Скота, антицерковные учения Джона Виклифа и Яна Гуса. Под знаком влияния идей этих идей развивалась передовая наука и общественная мысль XIII–XV вв., завоевывая свое право на существование в тяжелой и неравной борьбе с официальной идеологией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Прочее о педагогике:

Развитие личности, движущие силы развития личности
Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты меж ...

Принципы отбора лексического материала
Содержание обучения лексической стороне речи предусматривает владение лексическим минимумом, обеспечивающим возможность общения в бытовой и социально-культурной сферах. Сущность отбора лексики, производимого в учебных целях, состоит в том, чтобы из множества слов, устойчивых словосочетаний и речевы ...

Оценка уровня творческих способностей учащихся
База исследования – МОУ СОШ №5 г. Кемерово, группа учащихся 9 «б» класса состоящая из 23 учащихся в возрасте 14-15 лет. Программа исследования уровня творческих способностей учащихся была составлена в соответствии с возрастом, степенью интеллектуальных возможностей присущей данной возрастной группе ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru