К XVI веку высшая школа существенно укрепила свои позиции: несмотря на сложные перестроечные процессы, она обрела в этот период времени большую стабильность и устойчивость. Университетское движение распространилось на новые территории, расширилась его социальная база, укрепились связи университета с властными структурами, возросло его влияние на общественную жизнь. Университеты всё глубже врастали в поры общества. В ренессансный период они удовлетворяли весьма широкий спектр социальных запросов. Помимо интеллектуальной, образовательной, просветительской, воспитательной функций, университеты взяли на себя также функцию воспроизводства духовных и светских (администраторы, юристы, медики) кадров, подготовку религиозных и политических элит. В эпоху Возрождения в европейских странах активно шли процессы монополизации университетскими выпускниками различных видов профессиональной деятельности, получал общественное признание статус работника умственного труда. Ослабевала связь университетов с клерикальными кругами: роль церкви в университетской жизни, хотя и медленно, но необратимо падала. Все это свидетельствовало об огромном интегративном потенциале высшей школы: в сложных исторических условиях переходного периода она доказала свою способность не только выживать, но и адаптироваться к происходящим переменам.
С другой стороны, в XV–XVI вв. в развитии высшей школы отчетливо проявлялись и негативные тенденции. Ломка старых корпоративных основ университетской жизни почти нигде не проходила безболезненно. Вместе с потерей политических и экономических иммунитетов университетские общины утрачивали и свою академическую свободу. Вмешательство государства в университетские дела неминуемо влекло за собой ужесточение идеологического контроля. Оборотной стороной этого процесса было снижение уровня преподавания, окостенение учебных программ, свертывание в университетах исследовательской работы, распространение протекционизма и коррупции. В XV–XVI вв. в преподавательской среде усиливается дух соперничества, идет борьба за лучше оплачиваемые места. С углублением социального и имущественного расслоения университетских общин подрывается их единство, разрушаются связующие магистров и студентов узы патернализма.
Большинство высших школ оставалось в XV–XVI вв. носителями старых схоластических традиций. Слабо затронутые гуманистическим влиянием (распространение гуманизма в университетской среде носило обратимый характер), они не смогли усвоить новые стандарты образованности и вписаться в разворачивавшуюся в европейском обществе интеллектуальную (а затем и сциентистскую) революцию. Многие новые дисциплины (политология, дипломатия, экономика, иностранные языки, картография и проч.) формировались в обход университетских кафедр. Оставаясь крупными поставщиками интеллектуальных услуг, университеты постепенно утрачивали свою монополию на научные исследования и подготовку элит, которой они вместе с учреждениями религиозных орденов пользовались в средневековую эпоху. Хотя в XVI столетии университетская наука и не была бесплодной (у университетов имелись реальные научные достижения), к концу века она уже не обеспечивала подлинного прогресса научного знания. Значительная часть творчески работающих ученых покидала университеты, переходя на службу к правителям государств, присоединяясь к научным кружкам, сообществам или отдавая предпочтение досугу и свободе.
Итак, с возникновением университетов в культурном развитии феодального общества произошли необратимые сдвиги. Начался длительный и трудный процесс становления европейской светской интеллигенции, а церковь стала терять монополию на образование. Роль университетов в общественной жизни феодальной Европы была сложной и противоречивой. Она не ограничивалась тем, что официальная схоластика стояла на страже интересов господствующего класса, а из университетской среды выходили кадры образованного духовенства и чиновников. Университеты были шумными перекрестками Европы, где встречались дети разных народов и представители разных поколений. Их достоянием становился аввероизм парижских и итальянских ученых, опередившие века, блестящие провидение Роджера Бекона, материализм Дунса Скота, антицерковные учения Джона Виклифа и Яна Гуса. Под знаком влияния идей этих идей развивалась передовая наука и общественная мысль XIII–XV вв., завоевывая свое право на существование в тяжелой и неравной борьбе с официальной идеологией.
Прочее о педагогике:
Биография
Александр Иванович Герцен (1812-1870) - Революционер, писатель, философ, публицист. Родился в Москве, в семье богатого помещика-аристократа И. А. Яковлева. Мать - немка Луиза Гааг. Родители не были обвенчаны, поэтому их сын Александр считался незаконнорожденным и носил фамилию, которую придумал оте ...
Методы «борьбы» со школьными болезнями
Реформы образования проходили в нашей стране с завидной регулярностью каждые 8—10 лет. Все эти реформы проходили очень быстро. Сегодня — Пленум, завтра — реформа в жизнь, а так делать нельзя. Нужен серьезный, системный, вдумчивый подход. Комплекс мер, которые мы можем предложить, зависит от нас. Гл ...
Слухоречевая память детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью
Образная память является основой для развития слухоречевой памяти. Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Слуховая память – образная память, связанная с де ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.