Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Профессорство как путь карьеры и социального возвышения. Внеучебная деятельность преподавателей

Профессорство как путь карьеры и социального возвышения. Внеучебная деятельность преподавателей

Страница 1

В средневековом университете существовала возможность, по крайней мере, двух видов карьер (очевидно, с целым рядом промежуточных вариантов). С одной стороны, это – группа молодых регентов, которые отрабатывали положенный для окончивших срок после получения степени. Как правило, свое будущее они связывали с неуниверситетской карьерой в церкви или на гражданской службе. Последнее не значит, что, покинув университет, они переставали интересоваться судьбой alma mater, так как клятва при окончании учебы, когда они держали экзамены, ограничивала такие настроения. Они могли быть членами своих советов как доктора-нерегенты, могли вернуться и к преподаванию. Вообще решение о прекращении преподавания не следует рассматривать как свидетельство посредственности.

Будучи близкими, студентам по возрасту и еще не погрязшими в рутине, эти люди на самом деле могли стремиться к успеху. Но, пока еще в малой степени ориентированные на свои личные интересы, они, безусловно, были более чувствительны к коллективной жизни университета как института, к той специфической религиозной и политической роли, которую он должен был играть.

Поэтому в конце средневековья ординарные регенты, особенно в новых университетах, очевидно, стремятся к совершенно иному виду карьеры. Хотя случаи отказа от карьеры вне университета продолжают оставаться редкими, все же налицо тенденция к тому, чтобы посвятить долгие годы и даже всю жизнь университету. Так, «из 16 известных нам профессоров права в Орлеане (период 1378–1429 гг.), по крайней мере, 13 – преподавали от 20 до 40 лет. Для таких людей университет был не только местом обсуждения вопросов интеллектуального и гуманистического плана; он определял образ их жизни, выступал гарантией доходов и социального положения. Поэтому-то и скромный регент колледжа, и престижный «доктор обоих прав» искали пути служения университету».

Карьеры преподавателей были различны в связи с разностью их специализаций. Обратимся с карьерам юристов. Сын брабантского рыцаря Жан Оксем изучал искусства и каноническое право в Париже до 1296, затем учил и преподавал римское право в Орлеане до 1312. Покинув университет он уже владел несколькими церковными пребендами. В 1317 г. он стал официалом (главой епископского суда) в Льеже, руководил там же школой капитула. Его авторитет правоведа был велик: известно, например, что жители города Лувена много лет платили ему жалование как своему советнику. Когда в 1325 вспыхнул конфликт между епископом и льежским патрициатом, поддержанным частью духовенства, Оксем остался верен епископу и вынужден был бежать. В результате его бурной деятельности и убедительных писем, рассылаемых папе, кардиналам и даже королю Франции, междоусобицу удалось прекратить.

Вернувшись в Льеж Оксем работал над толкованием местных кутюм и феодального права. Его привлекали как эксперта в решении политических споров. Наибольшую славу утраквиста (специалиста и по церковному и по гражданскому праву) принесло его сочинение «Цветы обоих прав» (Flores utriusque juris), где он составил незаменимый для правоведов алфавитный указатель конкордаций. К сожалению, другой его труд «Цветы авторов и философов» до нас не дошел. Главное же, что прославило имя Оксема для последующих историков была его «Хроника епископов льежских», где ангажированная политическая позиция клирика и сторонника епископской власти уживалась с исключительной информативностью и целостной системой политической теории, отталкивающейся от «Политики» Аристотеля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Основные направления в формировании личности у подростков
Педагогика является относительно молодой наукой, но истоки ее, начала педагогических знаний, уходят в глубокое прошлое. Слово педагогика в переводе с греческого означает детоводство. Педагогами в древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого ...

Понятие взаимодействия и характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе
В отечественной и зарубежной психологии всегда был актуальным поиск детерминант, определяющих характер взаимодействия в системе «педагог-обучаемый» и изучение его влияния на особенности развития личности. Сущностью процесса взаимодействия является непосредственное или опосредованное воздействие суб ...

Средства новых информационных технологий
Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накопле ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru