Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Типы учителей. Магистерские общности. Права и привилегии магистров

Типы учителей. Магистерские общности. Права и привилегии магистров

Страница 1

Средневековые преподаватели были двух основных типов: ординарные и экстраординарные. Подобное деление было вызвано спецификой обучения в средневековом университете. Как уже говорилось в первой главе лекции, читаемые студентам, делились на два типа: ординарные и экстраординарные. Преподаватели, читающие ординарные лекции назывались ординарными, экстраординарными, соответственно те, которые читали экстраординарные лекции. Экстраординарные лекции мог читать только экстраординарный профессор, в то время как ординарный профессор мог читать и экстраординарно. Само собой разумеется, что бакалаврам давалось право читать только экстраординарные лекции. Они не могли конкурировать с докторами или лиценциатами ни в отношении предмета, ни в отношении часов чтения. Лиценциаты с докторами, и тем более доктора с докторами конкурировать могли. «Основная тенденция, которая наблюдалась почти повсеместно в Европе, но по-разному проявляла себя в каждом конкретном случае, была связана с постепенным возникновением группы подлинно профессиональных регентов. Часто их называли «ординарными» в противоположность «экстраординарным» преподавателям, причем содержание последнего понятия было достаточно неопределенным».

Различие же между ними было, прежде всего, педагогическим. По каждой дисциплине существовали как «ординарные» тексты, самые важные, которые изучались «ординарно» (ordinarie), т.е. глубоко, так и «экстраординарные», которые не относились к числу фундаментальных и зачастую читались «экстраординарным» и «поверхностным» образом. Чтение экстраординарных лекций в целом было доверено бакалаврам, но читать их могли и доктора. В этих условиях достаточно распространенным оказывается различение ординарных регентов, которые имели право ординарного чтения в «докторские» или «магистерские часы» (утром), от экстраординарных, читавших экстраординарные тексты обычно после полудня. Эти тексты считались менее важными, а иногда даже не отражались в содержании экзаменационных программ.

Более важная позиция ординарных докторов не сводилась, однако, только к чисто педагогическим соображениям. Свою роль тут играли финансовые и организационные причины. Преподаватели этой категории стремились заработать как можно больше. Они же стремились обеспечить себе полную власть над студентами, полагая, что только они имеют право на аттестацию и прием экзаменов в силу того, что как ординарные регенты в полной мере ответственны за университетские школы. Но численность ординарных регентов в «магистерских» университетах временами ограничивалась. Фактически эта тенденция была настолько же старой, насколько стары были сами университеты. Например, «в 1207 г. папа Иннокентий III предложил ограничить число школ теологии в Париже восемью. Так родилось понятие об университетской кафедре в смысле гарантированных учительских должностей, обычно обеспеченных соответствующим пожертвованием и иногда связанных с обучением конкретной дисциплине».

Однако в средневековых университетах кафедры в строгом смысле были редкостью. Пять из них, например, возникли в Болонье в 1317 г. наряду традиционными регентскими формами оплаты. Складывается впечатление, что почти повсеместно численность ординарных регентов проявляла тенденцию к фиксации на нижнем и постоянном уровне. Такая фиксация позволяла не только гарантировать доходы и власть преподавателей, но и легко отклонять нежелательного кандидата, особенно докторов из других университетов или, как это было в случае Болоньи, иностранцев, зачастую в пользу своих сыновей или племянников из числа уже работающих магистров.

И все же ординарный регент никогда не осуществлял полного контроля над жизнью университета. Оставляя в стороне властные полномочия студентов в университетах, подобных Болонье, фактом остается, что экстраординарные доктора и, более широко, все магистры и доктора, представленные в университете или университетском городе (главным образом, магистры искусств, обучавшиеся на старших факультетах), обычно добивались права на более или менее полное участие в руководящих органах университетов и, следовательно, на свою долю в поступавших доходах. Это участие охватывало различного рода ассамблеи и советы, экзаменационные комитеты, а иногда даже и университетские службы.

Процессы, подобные описанным выше, были особенно явными на факультетах права и медицины в южной Франции. Здесь преподаватели этих факультетов очень рано стали светскими и семейными; ответственность за семью делала для них особо важным вопрос непрерывности их карьеры. Они часто оставались учителями на протяжении всей своей жизни, даже если должны были несколько раз переезжать (в зависимости от контрактов, которые им предлагались в разных университетах).

Одной из специфических новообразований в средневековом университете было появление докторских коллегий и магистерских землячеств. Считается, что они зародились в середине XIII века после серьезного конфликта между «нищенствующими орденами» – доминиканцами, францисканцами и университетом. Как известно, монахи, начиная обучаться в университете образовывали коллегии-общежития для студентов. Соперничая с ними, магистры переняли практику создания коллегий. Большую известность получила коллегия для бедных студентов – теологов, основанная в 1256 г. Духовником короля Людовика IX Робером де Сорбоном. Его примеру последовали и в Париже, и в университетах других стран и городов. Разбогатевшие прелаты, вельможи, аристократы, короли основывали коллегии для одаренных студентов, жаловали деньги для помощи бедным магистрам, на закупку книг. В Англии коллегии получили такое развитие, что к XIV веку университеты Оксфорда и Кембриджа превратились в федерацию отдельных коллегий. В Болонье властные полномочия были основной функцией «коллегий докторов» разных факультетов. Будучи подвластными numerous clauses (шестнадцать человек по гражданскому праву, двенадцать по каноническому и т.д.), такие коллегии, пополнявшиеся за счет кооптации, не включали всех регентов, а только какую-то их часть. Эта элита, поскольку она решала вопросы присуждения степеней и в значительной мере распоряжалась соответствующими доходами, выступала в качестве противовеса силе студенческих университетов. Принятая система была особенно эффективна там, где студенты в большей или меньшей степени участвовали в работе университета.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Практическая реализация мониторинга качества обучения письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку
Теоретическое обоснование мониторинга качества обучения письменной речи на базовом уровне обучения французскому языку как второму иностранному языку в средней (полной) общеобразовательной школе в первой главе позволяет перейти к освещению в рамках второй главы результатов проделанной эксперименталь ...

Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой фор ...

Проблемное обучение
Исследователями установлено, что познавательная деятельность студентов слагается из творческой и репродуктивной. Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности студентов. Элементы творчества и воспроизведения следует отличать по двум признакам: по резу ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru