Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Становление и развитие университетского движения. Типы университетских общин

Становление и развитие университетского движения. Типы университетских общин

Страница 1

Сегодня уже нет сомнения в том, что университет, как мы понимаем его в наши дни, возник в средние века, где-то между XII и XIII веками. И пока не доказано иное, это утверждение нужно рассматривать в качестве исходного при объяснении той модели университета, которая сначала распространилась по всей Европе, а затем и по миру. Без сомнения, мы имеем дело с оригинальным институтом, понять который можно лишь в категориях исторического анализа его становления в конкретных условиях своего времени.

Возникновение средневековых университетов опирается на все факторы средневековой жизни: они связаны с церковью, так как своим главным начальником признают папу, более того часто толчок к их возникновению давали церковные школы, а богословские факультеты становились питомниками церковной науки; связаны они и с рыцарством так как представляют ученую аристократию, и выдающиеся члены университетов могли высказывать притязания на положение, равное с благородными рыцарями; по своему коллегиальному устройству они сходны с цехами городского сословия и в своих степенях: школяр, бакалавр и магистр, повторяют ряд учеников, подмастерьев и мастеров; они становятся могущественной опорой усиливающиеся государственной власти и орудием, при помощи которого эта власть позднее все более и более овладевает образованностью; несмотря на кажущуюся замкнутость, они связаны с народной жизнью во всей ее широте, и то изречение, которое вышло из Оксфорда: «Рассмотри хроники и увидишь, что когда сражаются в Оксфорде, то через несколько месяцев спорят во всей Англии», приложим и к другим университетам. Соединяя в себе учителей и учеников из земель всех владений и раздавая степени, признаваемые во всем христианском мире, университеты развивали умственные отношения между различными европейским народами и мощно содействовали подъему культуры.

Люди средневековья в школах, как правило, не обучались. К жизни их готовили в семье. Крестьяне составляющие, подавляющие большинство населения, приучали детей к труду сызмальства. Ремесленник передавал наследнику секреты своего мастерства. Купец рано брал своего сына в свои опасные поездки. Рыцарь сам обучал сына верховой езде, открывал только ему известные приемы. Но «образованность», достижение знаний было чем-то совсем иным. Образование называлось «literas», образованные люди – «literati». Это слово указывает на связь понятия с книгой, текстом, писанием, в первую очередь Священным Писанием. Впрочем, и остальные книги представлялись отчасти связанными с божественным, святым знанием.

Мы говорим «образованный человек», но в средние века сказали бы – «клирик», человек Церкви. Клирики во многом отличались от прочих людей. Они и одевались по-другому, и тонзуру на макушке выбривали, им запрещалось жениться, проливать кровь, торговать. Они были ближе к Богу, обладая магической силой совершать таинства, претворяя вино в кровь, а хлеб – в плоть Господню.

Семьи у клириков не было, знания не передавались от отца к сыну: Чтобы стать клириком, надо было учиться, надо было получать образование, как сказали бы теперь. Иначе говоря, наши современные университеты, гимназии, школы уходят своими корнями в средневековье. Они – прямые потомки тех заведений, что были созданы для подготовки священников и монахов.

В средние века образованными становились и миряне – короли, аристократы, купцы, а к концу эпохи – медики, юристы, нотариусы.

Но по-прежнему в сознании людей образованность оставалась в первую очередь уделом клириков. Даже в начале XV века Кристина Пизанская, воздавая хвалу мудрому королю Франции Карлу V, писала: «Он был хороший клирик».

Итак, образование и школа были неразрывно связаны с верой и церковью.

XII век является важным рубежом в истории Европы. К этому времени в ряде передовых стран уже далеко зашел процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. В быстро растущих городах делает успехи развитие техники, возникает товарное производство и денежное обращение.

Рост самосознание горожан и общественной активности горожан находит свое проявление в коммунальном движении, в возникновении многочисленных ересей. Растущим городам и крепнувшим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. Школы перерастают себя, образуя учреждение нового типа. Эти учреждением стал университет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Описание методики обследования мышления детей
Изучив теоретические вопросы по проблеме развития мышления у старших дошкольников, мы приступили к исследовательской работе. Исходя из того, что наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и логико – математическое мышление являются ступенями интеллектуального развития, мы решили и ...

Виды неполных семей
Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы лично ...

Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru