2. болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.
Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).
Иной тип объединения представлен Парижским университетом. Парижский университет, в отличие от Болонского, несомненно возник в связи с церковными учреждениями и под влиянием церковных властей, так как возник в непосредственной связи с кафедральными школами, подчиненными церковным властям (Собору Парижской Богоматери), он сложился как организация преподавателей исключительно из сообщества магистров, и его внутреннее устройство имело, таким образом. Менее демократический характер. Студенты не могли ни голосовать, ни участвовать в дискуссиях на университетских собраниях. Так как объединение начали не школяры, а преподаватели, которые не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет и одновременно магистрами семи свободных искусств, они, естественно, начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам – подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно. Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.
Таким образом, университеты развивались двумя основными путями. Первый состоял в расширении schola externa и превращение ее в самостоятельное учреждение, как, например, Кембриджский университет. Второй путь состоял в присоединении других учреждений к основному, которым пошел университет парижский. Был и еще один путь – миграция университета, вытекал из особенности организации средневеково университета. Так как universitas – свободное объединение людей, собравшихся ради приобретения знаний. Люди и есть само тело данной организации. Не специальных зданий, библиотек не было Миграция университетов нередко давала начало новому университету. Так миграция Болонского университета в 1222 году привело к образования Падуанского университета. Оксфорд, таким же образом, в 1209 году дал начало Оксфорду. Все прочие университеты, возникшие в Западной Европе позднее, организовывались по типу болонского университета или по типу парижского, часто почти с дословным воспроизведением статутов этих старших университетов касательно курсов, ученых степеней, испытаний и.т. п. По образцу Болонского университета формируются преимущественно высшие школы Италии, Испании и Южной Франции, Парижский университет служит образцом, главным образом, для высших учебных заведений Англии и Германии. Насчитывается всего 31 университет, возникший с XIII по XV в. под прямым влиянием и воздействием Парижского университета. Некоторые итальянские университеты (в Пизе, Флоренции, Павии), однако, представляют собой переходные формы: здесь власть была разделена между студентами, преподавателями и муниципальными властями. Участие студентов в управлении было закреплено уставами ряда испанских университетов. В нескольких южнофранцузских университетах (в Манпелье, Анжере, Орлеане) студенты в борьбе против церковных властей действовали в союзе с профессурой.
Деление на нации студентов или студентов вместе с магистрами, о котором говорилось выше, было едва ли не более древнего происхождения, чем деление на факультеты. Некоторые исследователи считают, что деление на нации легло в основу парижской универсальной университетской корпорации. Факультеты развивались на учебной почве в отношении к преподаваемым наукам, нации же образовывались для взаимной поддержки, для дисциплины. Парижские нации существенно отличались от болонских землячеств тем, что в них активная роль отводилась магистрам, а не студентам, как в Болоньи. Во главе парижских наций стоял прокурор, а во главе всех соединений наций – ректор.
Прочее о педагогике:
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...
Изучение социального восприятия отечественными и зарубежными учеными
При взаимодействии людей друг с другом о каждом человеке формируется определенное мнение, на результаты которого влияют индивидуальные особенности общающихся – убеждения, потребности, чувства. Отражаясь на поведении, проявляясь в действиях и поступках по отношению к окружающим, они способствуют бол ...
Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосре ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.