Образование сегодня » Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции » Становление и развитие университетского движения. Типы университетских общин

Становление и развитие университетского движения. Типы университетских общин

Страница 4

2. болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.

Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

Иной тип объединения представлен Парижским университетом. Парижский университет, в отличие от Болонского, несомненно возник в связи с церковными учреждениями и под влиянием церковных властей, так как возник в непосредственной связи с кафедральными школами, подчиненными церковным властям (Собору Парижской Богоматери), он сложился как организация преподавателей исключительно из сообщества магистров, и его внутреннее устройство имело, таким образом. Менее демократический характер. Студенты не могли ни голосовать, ни участвовать в дискуссиях на университетских собраниях. Так как объединение начали не школяры, а преподаватели, которые не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет и одновременно магистрами семи свободных искусств, они, естественно, начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам – подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно. Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

Таким образом, университеты развивались двумя основными путями. Первый состоял в расширении schola externa и превращение ее в самостоятельное учреждение, как, например, Кембриджский университет. Второй путь состоял в присоединении других учреждений к основному, которым пошел университет парижский. Был и еще один путь – миграция университета, вытекал из особенности организации средневеково университета. Так как universitas – свободное объединение людей, собравшихся ради приобретения знаний. Люди и есть само тело данной организации. Не специальных зданий, библиотек не было Миграция университетов нередко давала начало новому университету. Так миграция Болонского университета в 1222 году привело к образования Падуанского университета. Оксфорд, таким же образом, в 1209 году дал начало Оксфорду. Все прочие университеты, возникшие в Западной Европе позднее, организовывались по типу болонского университета или по типу парижского, часто почти с дословным воспроизведением статутов этих старших университетов касательно курсов, ученых степеней, испытаний и.т. п. По образцу Болонского университета формируются преимущественно высшие школы Италии, Испании и Южной Франции, Парижский университет служит образцом, главным образом, для высших учебных заведений Англии и Германии. Насчитывается всего 31 университет, возникший с XIII по XV в. под прямым влиянием и воздействием Парижского университета. Некоторые итальянские университеты (в Пизе, Флоренции, Павии), однако, представляют собой переходные формы: здесь власть была разделена между студентами, преподавателями и муниципальными властями. Участие студентов в управлении было закреплено уставами ряда испанских университетов. В нескольких южнофранцузских университетах (в Манпелье, Анжере, Орлеане) студенты в борьбе против церковных властей действовали в союзе с профессурой.

Деление на нации студентов или студентов вместе с магистрами, о котором говорилось выше, было едва ли не более древнего происхождения, чем деление на факультеты. Некоторые исследователи считают, что деление на нации легло в основу парижской универсальной университетской корпорации. Факультеты развивались на учебной почве в отношении к преподаваемым наукам, нации же образовывались для взаимной поддержки, для дисциплины. Парижские нации существенно отличались от болонских землячеств тем, что в них активная роль отводилась магистрам, а не студентам, как в Болоньи. Во главе парижских наций стоял прокурор, а во главе всех соединений наций – ректор.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати»
Цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. В совместной с воспитателем игре закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками. Способствовать объединению детей для совместных игр. Подвести детей к понятию «семейные традиции». Предшествующая работа. В течение года ...

Дополнительные формы организации учебной деятельности
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствован ...

Экологическое образование школьников в курсе Глобальной географии
Применительно к школьному курсу географии экологические знания позволяют разъяснить структуру и ценность природы, ее хозяйственное и жизненное значение для человека. На основе усвоенных экологических знаний формируется убеждение в необходимости бережного отношения к окружающей географической среде ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru