Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Изучение социального восприятия отечественными и зарубежными учеными

Изучение социального восприятия отечественными и зарубежными учеными

Страница 1

При взаимодействии людей друг с другом о каждом человеке формируется определенное мнение, на результаты которого влияют индивидуальные особенности общающихся – убеждения, потребности, чувства. Отражаясь на поведении, проявляясь в действиях и поступках по отношению к окружающим, они способствуют более полному раскрытию психологической сущности личности, помогают понять характер, способности, интересы человека.

В 50-60-е гг. XX века активно формировалось направление психологии, предметом исследования которого стал процесс и особенности восприятия и понимания человека человеком. Важными направлениями исследования в данной области были: формирование первого впечатления о человеке (А.А. Бодалев, Дж. Дейрли, Г. Клаус, Г. Фоме); информационная и регулятивная роль процессов восприятия и понимания (А.А. Бодалев, В. Виттрайх, Г.Оллпорт, К. Рэйковски); индивидуальные, возрастные, профессиональные особенности восприятия (Ф. Гезелл, Б. Мазнер); влияние на восприятие свойств воспринимающего и воспринимаемого, их взаимоотношений, самооценки, прошлого опыта (Б. Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон, И. Биери, Е. Боулз, М. Гинниз, Т. Ньюкомб, Н. Трессельт, Е.Холл); оценка экспрессивного поведения (А.С. Золотнякова, Т.А. Репина, А.А. Степанов, П. М. Якобсон, Е. Ванденберг, М. Маттисон, Г. Оллпорт, Т. Олсен) и особенности восприятия черт лица (В.Н. Панферов, М. Коган, П. Сэкорд, А. Стоун).

Умения распознавать намерения, мотивы поведения другого человека на первых этапах знакомства, при первом впечатлении отражены в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. В отечественной психологии различные аспекты данной проблемы изучали А.А. Бодалев, Г.В. Дьяконов, Л.И. Иванская, Г.А. Ковалев, С.И. Курячий, В.А. Лабунская, В.Н. Панферов, Е. А. Петрова, З.Ф. Семенова, а в зарубежной психологии – Д. Ниренберг, Г. Калеро, А. Штангль, Р. Покорны, Клайн и Ричардс, Дж. Гилфорд, Ньюком, Сингер и др.

Проблема формирования впечатления о другом человеке разрабатывалась крупным отечественным психологом А.А. Бодалевым и его учениками [8]. Была исследована структура социальной перцепции, которая состоит в основном из следующих компонентов: особенности внешнего облика человека, оформление его внешности, в том числе стиль его одежды, экспрессия, переживаемые человеком эмоциональные состояния, выполняемые им действия, его поведение, предполагаемые качества его личности, интерпретируемые на основе первых впечатлений и прошлого опыта, эмоциональное отношение к воспринимаемому человеку и обобщенное оценочное суждение.

Таким образом, при формировании мнения о другом человеке А. А. Бодалевым, Г.В. Дьяконовым и Н.В. Крогиус доказана ведущая роль социально-перцептивной функции визуальных знаков внешнего облика человека. В первую очередь, они являются индикаторами таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуально-психологических свойств: тревожность, уверенность, экстраверсия - интроверсия и др. (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов, В.А. Лабунская). В. А. Лабунская отмечает, что в рамках психологии социального познания, межличностного восприятия и понимания уделяется особое внимание определению роли различных компонентов в экспрессии человека в формировании представлений о нем. «…Совершенно очевидным стал факт о том, что познающий субъект включает в образ о другом человеке наряду с его физическими, индивидуально-психологическими особенностями деятельностные, коммуникативные, рефлекторные характеристики, стремится к интерпретации причин, мотивов поведения, к социально-психологической типизации». Таким образом, из концепции В.А. Лабунской следует, что на стадии первого впечатления человек создает самый обобщенный образ другого человека, выражающийся в наиболее простых характеристиках, например, привлекательный, добрый, а в процессе непосредственного взаимодействия этот образ достраивается содержанием самого общения и потребности в нем, степенью реализованности интересов общающихся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Христианство
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветх ...

Проблема формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе
Мотивационная готовность – это желание ребенка идти в школу, обеспеченное мотивами, с доминирующими внутренними и наличием внешних мотивов. Мотивы: 1. Познавательный 2. Позиционный 3. Оценочный 4. Атрибутивный 5. Игровой 6. Социальный Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают но ...

Методика преподавания отдельных тем, входящих в курс компьютерного моделирования
Обсудим методические проблемы изложения различных тем, из которых могут быть сконструированы курсы компьютерного моделирования. Порядок чередования этих тем достаточно произволен. Данное введение целесообразно построить в виде лекции, содержащей в доступной учащимся форме обзор основных принципов а ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru