Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе » Изучение социального восприятия отечественными и зарубежными учеными

Изучение социального восприятия отечественными и зарубежными учеными

Страница 3

В содержание понятия индивидуальных, личностных качеств самих субъектов восприятия включают сформировавшийся у каждого в прошлом «идеал красоты», «теорию личности», механизм проецирования, экстравертированную-интровертированную направленность личности, половозрастные особенности, уровень психологической наблюдательности и социоперцептивную компетентность и др.

Формирование впечатления о другом зависит и от ситуаций восприятия, в условиях которых происходит знакомство: рабочая обстановка, отдых, бытовое общение и пр., влияющих на возникновение специальных намерений оценивания людьми друг друга, и на отсутствие таковых. В процессе взаимодействия с различными преподавателями у студента возникает понятие об идеальном представителе этой профессии, которое служит своеобразной мерой соотнесения (эталоном) при формировании мнения о конкретном преподавателе. Оценочные эталоны отличаются различной степенью обобщенности и выступают в различных формах. Это может быть образ конкретного человека, являющийся в глазах индивида персонифицированным носителем того или иного положительного или отрицательного качества или группы качеств. Это, наконец, могут быть и уже сложившиеся в предшествующем опыте человека понятия о типах личности и характерной для каждого из них совокупности качеств, а также о поведении человека, обладающего этими качествами.

На формирующемся мнении о другом человеке сказываются также и особенности его телосложения, конституции. Приведем несколько примеров, отражающих значимость влияния некоторых морфологических признаков на общее впечатление о незнакомых людях.

Среди основоположников, которые выявляли связи типов телосложения человека с психологическими особенностями его личности, выделяют классификации следующих ученых:

Э. Кречмер классифицировал внешность по трем основным типам: астеническому, пикническому, атлетическому и дополнительно – диспластическому.

И.Б. Галант (20-е гг. ХХ века) выделил три группы и семь типов конституции женщины.

У. Шелдон (40-е гг. ХХ века) определил три основных типа телосложения – эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.

В отечественных научных исследованиях (В.М. Русалов, Г.И. Акинщикова, Н.Н. Обозов), подтверждается существование взаимосвязи между телосложением и некоторыми психологическими особенностями человека) устойчивость к стрессу, работоспособность, коммуникабельность).

Кроме анатомических признаков, составляющих физический облик человека, важным компонентом его внешности являются функциональные признаки. Они также оказывают влияние на формирующееся представление о человеке. К функциональным признакам относятся: мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, речь.

Как отметил А.А. Бодалев, совокупность мимических и пантомимических особенностей, соответствующих состояниям грусти, гнева, радости, страха и другим, является сигналом изменений состояния партнера. Каждый из таких сигналов обладает сложной структурой и имеет как осведомительное, так и регулятивное значение для отразившего их человека. В такую структуру входят признаки разных модальностей – воспринимаемые зрительно, на слух, а также кожно-мышечным путем.

Признаки, образующие структуру такого сигнала, могут быть либо постоянными, либо вариативными. Человек, осваивая сигналы состояний в процессе контактирования с окружающими, выделяет и объединяет признаки, свойственные каждому состоянию.

В исследовании, проведенном К.Д. Шафранской, показано, что при распознании эмоционального состояния объекта восприятия, интерпретация его экспрессивного поведения зависит как от полноты и надежности информации, содержащейся в экспрессии, так и от психологических характеристик личности самого субъекта восприятия. Исследователь сравнивала результаты определения состояния человека по его экспрессивным признакам поведения у экстравертов и интровертов. Были выявлены следующие данные:

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Развивающие занятия как средства преемственности в учебно-воспитательном процессе дошкольного и начального образования
В наши руки доверены дошкольники и младшие школьники, еще доверчивые, неопытные, верящие в добро и зло. Их развитие зависит от взаимосвязанной работы всех звеньев образовательных учреждений и от правильного осуществления преемственности между ними. На современном этапе в образовании наблюдается нес ...

Причины, приводящие к инвалидности
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вы ...

Научная работа как источник формирования профессиональных компетентностей
В России исторически системы образования и науки разделены. Высшее образование сосредоточено в университетах, академиях и институтах. Большая часть их управляется Министерством образования, а научные исследования проводятся в большей степени в Российской Академии Наук (РАН), и в гораздо меньшем объ ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru