Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Тенденции развития современной образовательной теории и практики в системе высшего образования свидетельствуют о том, что формирование профессионального самосознания студентов, во многом, реализуется через педагогическое взаимодействие. Следует отметить, что проблема взаимоотношений субъектов образовательного процесса является одной из актуальных в психологии, нашедших свое отражение в работах Н.П. Аникеевой, А.А. Брудного, В.А. Кан-Калика, С.А. Копылова, Е.П. Нечитайловой, А.В. Петровского, Е.Н. Шиянова, Н.Б. Шлыковой и многих других.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил заключить, что успешность педагогического взаимодействия зависит от характера восприятия студентами преподавателя как педагога и ученого. В рамках социально-перцептивного подхода, начиная с 60-70-х годов ХХ века в работах А.А. Бодалева и В.Н. Панферова, а затем их последователей (А.Г. Гусевой, В.Н. Куницыной, К.Д. Шафранской, П.М. Якобсон и др.) утверждалось, что восприятие людьми друг друга является исходной формой процесса межличностного познания, от которого зависит и успешность решения задач образовательного процесса. Однако, несмотря на то, что социально-перцептивный процесс активно исследуется, особенности восприятия преподавателя студентами до конца не изучены.

Следует отметить и тот факт, что очень часто преподавателями недооценивается влияние образа ученого и педагога высшей школы на формирование будущего специалиста, зачастую преподаватели не учитывают психологические знания в процессе эффективного воздействия на студента в учебной деятельности. В этой связи данная проблема может быть отнесена к разряду наиболее востребованных в современной психологии межличностного познания.

В соответствии с вышеизложенным целью исследования является определение особенностей процесса восприятия преподавателя студентами, детерминирующего процесс взаимодействия.

Объектом исследования выступает социально-перцептивный процесс участников образовательной деятельности, а его предметом – особенности восприятия преподавателя студентами.

Объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих теоретических и эмпирических задач:

На основе теоретического анализа подходов к изучению социально-перцептивного процесса участников образовательной деятельности выявить основные механизмы восприятия преподавателя студентами.

Выявить особенности оценочного отражения преподавателя студентами.

Определить особенности взаимодействия преподавателя и студентов.

Выявить особенности взаимосвязи между оценками преподавателя студентами и характеристиками их взаимодействия.

Определить мнение студентов об эталонных характеристиках преподавателя.

Разработать практические рекомендации для преподавателей.

Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между особенностями взаимодействия и спецификой восприятия преподавателя студентами.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы, анкетирование (анкета «Оценка качеств личности преподавателя вуза» (модификация опросника Н.Б. Шлыковой), экспертную оценку продуктивности педагогического взаимодействия (модифицированный вариант тестовой карты продуктивного педагогического взаимодействия, разработанный на основе анкеты А.А. Леонтьева), наблюдение, психодиагностические методы (методика диагностики межличностных отношений Т. Лири), методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

Эмпирической базой исследования выступили университет Российской академии образования, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. В качестве испытуемых выступили студенты I–V курсов в количестве 113 человек, в качестве экспертов выступили аспиранты и руководители образовательным процессом в количестве 10 человек.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученного фактологического материала при разработке методических рекомендаций по построению педагогического взаимодействия педагогов и студентов.

Прочее о педагогике:

Социальность и разумность человека
Человек — не только существо космическое, природное. Он — общественно-историческое существо. Одной из важнейших его характеристик является социальность. Рассмотрим это утверждение. Так же органично, как к Космосу и природе Земли, человек принадлежит к социуму, к человеческому сообществу. Само возни ...

Пассивный и активный методы обучения
Метод обучения(от древнего греческого — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приёмом обучения или, как его еще называют, обучающим приёмом - кратковремен ...

Особенности использования игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста
В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися деть ми все игры используются с учетом ряда принципов. 1) В первую очередь реализуется принцип деятельности. Каждую игру следует считать деятельностью, а систему игр рассматривать как совокупность разных деятельностей, связанных между собой. Отсюд ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru