Образование сегодня » Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Восприятие преподавателя студентами как фактор продуктивного взаимодействия в образовательном процессе

Тенденции развития современной образовательной теории и практики в системе высшего образования свидетельствуют о том, что формирование профессионального самосознания студентов, во многом, реализуется через педагогическое взаимодействие. Следует отметить, что проблема взаимоотношений субъектов образовательного процесса является одной из актуальных в психологии, нашедших свое отражение в работах Н.П. Аникеевой, А.А. Брудного, В.А. Кан-Калика, С.А. Копылова, Е.П. Нечитайловой, А.В. Петровского, Е.Н. Шиянова, Н.Б. Шлыковой и многих других.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил заключить, что успешность педагогического взаимодействия зависит от характера восприятия студентами преподавателя как педагога и ученого. В рамках социально-перцептивного подхода, начиная с 60-70-х годов ХХ века в работах А.А. Бодалева и В.Н. Панферова, а затем их последователей (А.Г. Гусевой, В.Н. Куницыной, К.Д. Шафранской, П.М. Якобсон и др.) утверждалось, что восприятие людьми друг друга является исходной формой процесса межличностного познания, от которого зависит и успешность решения задач образовательного процесса. Однако, несмотря на то, что социально-перцептивный процесс активно исследуется, особенности восприятия преподавателя студентами до конца не изучены.

Следует отметить и тот факт, что очень часто преподавателями недооценивается влияние образа ученого и педагога высшей школы на формирование будущего специалиста, зачастую преподаватели не учитывают психологические знания в процессе эффективного воздействия на студента в учебной деятельности. В этой связи данная проблема может быть отнесена к разряду наиболее востребованных в современной психологии межличностного познания.

В соответствии с вышеизложенным целью исследования является определение особенностей процесса восприятия преподавателя студентами, детерминирующего процесс взаимодействия.

Объектом исследования выступает социально-перцептивный процесс участников образовательной деятельности, а его предметом – особенности восприятия преподавателя студентами.

Объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих теоретических и эмпирических задач:

На основе теоретического анализа подходов к изучению социально-перцептивного процесса участников образовательной деятельности выявить основные механизмы восприятия преподавателя студентами.

Выявить особенности оценочного отражения преподавателя студентами.

Определить особенности взаимодействия преподавателя и студентов.

Выявить особенности взаимосвязи между оценками преподавателя студентами и характеристиками их взаимодействия.

Определить мнение студентов об эталонных характеристиках преподавателя.

Разработать практические рекомендации для преподавателей.

Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между особенностями взаимодействия и спецификой восприятия преподавателя студентами.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы, анкетирование (анкета «Оценка качеств личности преподавателя вуза» (модификация опросника Н.Б. Шлыковой), экспертную оценку продуктивности педагогического взаимодействия (модифицированный вариант тестовой карты продуктивного педагогического взаимодействия, разработанный на основе анкеты А.А. Леонтьева), наблюдение, психодиагностические методы (методика диагностики межличностных отношений Т. Лири), методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

Эмпирической базой исследования выступили университет Российской академии образования, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. В качестве испытуемых выступили студенты I–V курсов в количестве 113 человек, в качестве экспертов выступили аспиранты и руководители образовательным процессом в количестве 10 человек.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученного фактологического материала при разработке методических рекомендаций по построению педагогического взаимодействия педагогов и студентов.

Прочее о педагогике:

Современные тенденции развития образования
Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования: 1. Гуманизация образования — рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним ...

Методы контроля эффективности педагогического процесса
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Это может касаться изменения с ...

Система мониторинга педагогической деятельности, реализуемая в ДОУ
Структура мониторинга и педагогической диагностики в ДОУ, этапы работы. I. Ориентационный этап: выбор проблемы, постановка цели. II. Диагностико-конструктивный этап: планирование диагностической деятельности, ее реализация, диагностическое прогнозирование. III. Обучающе-коррекционный этап: разработ ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru